Page 7 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание
P. 7

ПРЕДИСЛОВИЕ

   – искусство и литература – красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое разви-
тие, этическое развитие;

   – природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, пла-
нета Земля, экологическое сознание;

   – человечество – мир во всём мире, многообразие культур и
народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

   При этом особую сложность представляет организация про-
цесса духовно-нравственного развития, в силу того, что «базовые
ценности не локализованы в содержании отдельного учебного
предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они
пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жиз-
ни, всю многоплановую деятельность школьника как человека,
личности, гражданина»1.

   Поскольку общее направление духовно-нравственного разви-
тия представляет собой усвоение подрастающим поколением ба-
зовых ценностей культуры и претворение их в практическое дей-
ствие и поведение, необходимо рассмотреть механизмы, которые
позволяют его реализовать.

   Освоение ценностей культуры проходит через процесс при-
общения индивида к культуре, усвоения им существующих при-
вычек, норм и образцов поведения (инкультурация) и процесс
усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позво-
ляющих ему функционировать в качестве полноправного члена
общества (социализация). Эти процессы можно рассматривать как
взаимосвязанные, когда речь идет о вхождении человека в куль-
туру. Механизмами выступают знакомство с образцами культуры,
приобщение к ней и принятие ее ценностей.

   Представление о культуре в сознании человека формируется
через сложившуюся систему понятий (или – концептов), осваи-
вая которую, человек входит в культуру. В каждой культуре есть
устойчивое ядро (или – константы культуры), которое сформи-
ровалось на протяжении истории. Оно включает в себя понятия,
с помощью которых описывается окружающий человека мир, сам

1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждани-
на России: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. обра-
зования. – М.: Просвещение, 2009. URL: www.nou-gelios.ru/assets/files/dokumentyi/
FGOS/koncepciya-duhovnaya.pdf

                                          5
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12