Page 6 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание
P. 6
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
поколение содержательных ценностно-значимых форм, фиксиру-
ющих накопленный опыт и регулирующих освоение нового. В рус-
ле культурологического подхода, опираясь на социокультурный
опыт и реализуя на практике принципы гуманистической педаго-
гики, мы можем обрести новое содержание образования.
Социокультурный опыт – особая система традиционных и
актуальных культурных норм и ценностей, которая транслиру-
ется, сохраняется и воспроизводится в социально-культурной
практике.
Вопрос обращения к социокультурному опыту своего народа,
региона, страны сегодня находится в ряду актуальных. И это не
только вопрос о формах и методах работы, используемых педаго-
гом в соответствии с потребностями развития личности ребенка,
но и вопрос отбора ценностей, которые транслируются в процессе
обучения/воспитания.
В проекте Концепции духовно-нравственного развития и вос-
питания личности гражданина России были сформулированы ба-
зовые ценности россиян, каждая из которых раскрывается в си-
стеме нравственных ценностей (представлений):
– патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей ма-
лой родине, служение Отечеству;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского обще-
ства, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– гражданственность – служение Отечеству, правовое государ-
ство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультур-
ный мир, свобода совести и вероисповедания;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к ро-
дителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созида-
ние, целеустремлённость и настойчивость;
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная кар-
тина мира;
– традиционные российские религии – представления о вере,
духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного
мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межкон-
фессионального диалога;
4