Page 115 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 115

8. Гражданско-патриотическое воспитание
               в системе дополнительного образования

  8.1. Основные уровни, направления, формы и мероприятия гражданско-
    патриотического воспитания в системе дополнительного образования

           Понятия «внешкольная работа» и «внешкольное образование»
сложилась в советский период, и в настоящее время соотносятся с понятием
«дополнительное образование». В законе «Об образовании в Российской
Федерации» дополнительное образование определяется как вид образования,
который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом
и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается
повышением уровня образования.130 Дополнительное образование детей и
молодёжи осуществляется на базе музыкальных, художественных, спортивных
школ, дворцов (домов) творчества, центров технического (художественного)
творчества, центров детской одарённости, станций юных техников (туристов,
экологов, натуралистов), а также на базе общеобразовательных учреждений во
внеурочное время.

           Учреждения общего и дополнительного образования имеют общие
воспитательные цели и задачи, их посещают одни и те же дети, однако
воспитательные возможности системы дополнительного образования гораздо
шире, чем системы общего образования, что связано с целым рядом
обстоятельств:

            занятия и мероприятия ребёнок посещает добровольно (на основе
интереса и мотивации), в то время как в общеобразовательном учреждении
существуют элементы принуждения;

            кружковые и другие занятия проходят в атмосфере
непринужденности, что способствует естественности саморазвития каждого
воспитанника, созданию более комфортной среды общения;

            обучение в школе  предметно-ориентированное, в
дополнительном образовании более практико-ориентированное;

            в массовой школе в большей степени сохраняются традиционные
методы обучения, а в условиях кружка возможны индивидуализация,
персонификация и т.п.;

            в отличие от школы, в которой доминирует системно
организованный процесс становления сознательного определения своего «Я», в
системе дополнительного образования более присутствует стихийность
самореализации;

            образование в общеобразовательном учреждении основано на
унифицированных программах и методиках преподавания, достаточно
однообразных средствах и формах, в то время как работа кружков, секций,
студий построена на разнообразных программах и методиках, средствах и
формах;

130 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».  М.: УЦ
«Перспектива», 2013.  С. 6.

                                             114
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120