Page 115 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 115
8. Гражданско-патриотическое воспитание
в системе дополнительного образования
8.1. Основные уровни, направления, формы и мероприятия гражданско-
патриотического воспитания в системе дополнительного образования
Понятия «внешкольная работа» и «внешкольное образование»
сложилась в советский период, и в настоящее время соотносятся с понятием
«дополнительное образование». В законе «Об образовании в Российской
Федерации» дополнительное образование определяется как вид образования,
который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом
и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается
повышением уровня образования.130 Дополнительное образование детей и
молодёжи осуществляется на базе музыкальных, художественных, спортивных
школ, дворцов (домов) творчества, центров технического (художественного)
творчества, центров детской одарённости, станций юных техников (туристов,
экологов, натуралистов), а также на базе общеобразовательных учреждений во
внеурочное время.
Учреждения общего и дополнительного образования имеют общие
воспитательные цели и задачи, их посещают одни и те же дети, однако
воспитательные возможности системы дополнительного образования гораздо
шире, чем системы общего образования, что связано с целым рядом
обстоятельств:
занятия и мероприятия ребёнок посещает добровольно (на основе
интереса и мотивации), в то время как в общеобразовательном учреждении
существуют элементы принуждения;
кружковые и другие занятия проходят в атмосфере
непринужденности, что способствует естественности саморазвития каждого
воспитанника, созданию более комфортной среды общения;
обучение в школе предметно-ориентированное, в
дополнительном образовании более практико-ориентированное;
в массовой школе в большей степени сохраняются традиционные
методы обучения, а в условиях кружка возможны индивидуализация,
персонификация и т.п.;
в отличие от школы, в которой доминирует системно
организованный процесс становления сознательного определения своего «Я», в
системе дополнительного образования более присутствует стихийность
самореализации;
образование в общеобразовательном учреждении основано на
унифицированных программах и методиках преподавания, достаточно
однообразных средствах и формах, в то время как работа кружков, секций,
студий построена на разнообразных программах и методиках, средствах и
формах;
130 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: УЦ
«Перспектива», 2013. С. 6.
114