Page 75 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 75
личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патрио-
тизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования; единство образователь-
ного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этно-
культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях
многонационального государства; свобода выбора получения образования соглас-
но склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации
каждого человека, свободное развитие его способностей.
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразова-
тельных учреждениях (Письмо Министерства образования и науки РФ от
13 мая 2013 г. № ИР-352/09). Документ актуализирует проблему формирования
позитивной модели поведения обучающихся – равноправных участников глобали-
зационных процессов в качестве свободных носителей этнокультурной, религиоз-
ной и национальной традиции. Целью программы провозглашено укрепление и
развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Россий-
ской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного об-
разования.
В качестве основных в программе обозначены принципы гуманистической
направленности, личностной самоценности, природосообразности, культуросооб-
разности, личностно-значимой деятельности, коллективного воспитания, целост-
ности, вариативности, толерантности и др. Основными направлениями организа-
ции воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений на-
званы гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, интеллектуальное,
здоровьесберегающее, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое
и эстетическое, экологическое, правовое воспитание, а также воспитание культу-
ры безопасности, семейных ценностей, положительного отношения к труду и
творчеству и формирование коммуникативной культуры.
Историко-культурный стандарт (ИКС) (разработан в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г.
№ Пр.-1334 и утвержден 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета
Российского исторического общества). ИКС включает в себя перечень обяза-
тельных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные
подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принци-
пиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных во-
просов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. Документ адресо-
ван прежде всего авторам школьных учебников отечественной истории, содержа-
ние которых должно воспитать у молодого поколения чувство гордости за страну,
ее роль в мировой истории и развитии мировой культуры с одновременным пони-
манием противоречивости исторического пути России, а также способствовать
формированию гражданской общероссийской идентичности, желания быть ответ-
ственным гражданином своей страны, строителем гражданского общества.
74