Page 194 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 194

приобщение детей к культурному наследию «малой» и «большой» Родины, кото-
рое мы относим к гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспи-
танию, и эстетическое воспитание, включенное в данном методическом пособии в
направление духовно-нравственного воспитания.

        В результате соотнесения указанных направлений с базовыми националь-
ными ценностями, определенными в Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России (см. подробнее раздел 5.3), можно оп-
ределить основное содержание деятельности образовательных учреждений с це-
лью реализации общей цели образования в Российской Федерации – интеллекту-
ального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессио-
нального развития человека.160

        Патриот (гр. patriotes – земляк, соотечественник)  человек, любящий своё
отечество, преданный своему народу. 161 Это слово пришло к нам из Древней Гре-
ции, где патриотом называли человека, не только защищавшего свой дом, полис,
государство, но и принимавшего активное участие в государственном управлении.
Понятие «гражданин» восходит к Древней Греции и Риму, и в Древнем Риме гра-
жданином был свободный человек (не раб), который имел гражданские обязанно-
сти и права: (служил в армии, участвовал в народных собраниях, в политике и
т.п.).162 В многовековой российской истории патриотом и гражданином называли
человека, который не только любит свое Отечество, уважает его историю и куль-
туру, но и готов защищать его на поле брани, действовать во благо Отечества, не-
сет ответственность за его настоящее и будущее.163

        Будучи одними из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм и
гражданственность интегрируют в своем содержании политические, правовые,
социальные, исторические, культурные, этнические и другие компоненты. Прояв-
ляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству,
патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства
личности, характеризует высокий уровень её социализации. Гражданственность
проявляется как качество личности, граждански зрелой и социально активной. По
сути дела, патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает и выпол-
няет свои обязанности перед ней.

        Патриотизм и гражданственность – основные ценности, соединяющие от-
дельного человека, общество и государство, так как только обладающие этими
качествами члены общества могут заинтересованно участвовать в различных сфе-
рах жизнедеятельности, обеспечивая поступательное развитие общества и защиту
национальных интересов. Патриотизм и гражданственность выполняют роль

160 См.: Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012).
161 Современный словарь иностранных слов. – С. 450.
162 Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов.  М.:
Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.  С. 75.
163 См. подробнее: Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе
общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы. – С. 6–

29.

                                              193
   189   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199