Page 193 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 193
5.2.2. Гражданско-патриотическое воспитание
и формирование гражданской идентичности
Для того чтобы любить отечество – нужно что-
нибудь для него сделать.
В.В. Розанов (1859–1919), русский философ157
Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине
начинается с любви к своей семье, к своему дому, к сво-
ей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она
становится любовью к своему городу, селу, к родной
природе, к своим землякам, а, созрев, становится соз-
нательной и крепкой любовью к своей Родине и её наро-
ду. И нельзя перескочить через какое-то звено этого
процесса, трудно скрепить эту цепь, если оно где-то
порвалось или отсутствовало с самого начала.
Д.С. Лихачёв (1906–1999),
советский и российский филолог,
культуролог, искусствовед158
Базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм, соли-
дарность, искусство и литература, человечество.
Ценностные ориентиры: волонтерство, гражданская позиция, гражданст-
венность, долг, законопослушность, защита Отечества, интернационализм, исто-
рическая память, коллективизм, межкультурный диалог, общественный порядок,
ответственность, плюрализм, права личности, равенство, свобода, свобода крити-
ки, свобода мнения, сотрудничество, толерантность, уважение личности.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года представлены направления данного процесса, в числе которых: граж-
данское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание, 159 физическое
воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профес-
сиональное самоопределение, популяризация научных знаний. В Стратегии раз-
вития воспитания в Свердловской области выделено также такое направление, как
157 Мудрость великих людей. – С. 460.
158 Лихачев Д. С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1983. – С. 136.
159 Автор данного пособия считает более правильным употребление понятий «гражданско-
патриотическое» и «духовно-нравственное воспитание» в силу неразделенности указанных
ценностных категорий и будет пользоваться ими в настоящем пособии. Популяризация
научных знаний связана прежде всего с интеллектуальным развитием детей, поэтому автор
использует понятие «интеллектуальное воспитание», тем более, что в качестве целей обра-
зования в законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначено интеллектуаль-
ное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие
человека.
192