Page 188 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 188

возможности системы дополнительного образования гораздо шире, чем системы
общего образования, что связано с целым рядом обстоятельств:

         занятия и мероприятия ребёнок посещает добровольно (на основе инте-
реса и мотивации), в то время как в общеобразовательном учреждении существу-
ют элементы принуждения;

         кружковые и другие занятия проходят в атмосфере непринужденности,
что способствует естественности саморазвития каждого воспитанника, созданию
более комфортной среды общения;

         обучение в школе  предметно-ориентированное, в дополнительном об-
разовании более практико-ориентированное;

         в массовой школе в большей степени сохраняются традиционные мето-
ды обучения, а в условиях кружка возможны индивидуализация, персонификация
и т.п.;

         в отличие от школы, в которой доминирует системно организованный
процесс становления сознательного определения своего «Я», в системе дополни-
тельного образования более присутствует стихийность самореализации;

         образование в общеобразовательном учреждении основано на унифици-
рованных программах и методиках преподавания, достаточно однообразных сред-
ствах и формах, в то время, как работа кружков, секций, студий построена на раз-
нообразных программах и методиках, средствах и формах;

         результат образования в массовой школе формализирован (отметка, ат-
тестат), в дополнительном образовании есть формальные показатели (победы в
конкурсах, соревнованиях и т.д.), однако главную роль играет сам процесс разви-
тия ребёнка;

         процессы обучения и воспитания в школе более целенаправленны и кон-
тролируемы, в то время как к системе дополнительного образования более сво-
бодны;

         в общеобразовательных учреждениях чаще сохраняется субъектно-
объектный подход (учитель  субъект, ученик  объект), в учреждениях дополни-
тельного образования доминирует субъект-субъектный подход (равенство педагога
и воспитанника).

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по
трём уровням, рассматриваемым относительно когнитивных и социальных прак-
тик обучающихся.155

155 См.: Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методиче-
ский конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.  3-е изд.  М.:
Просвещение, 2013.  С. 910.

                                              187
   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193