Page 67 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 67
этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ
Российской Федерации. Их коллеги, разработчики учебно-методических
комплектов, более подробно рассматривают проблемы воспитания в
современной школе и выделяют четыре ступени духовно-нравственного
развития личности.
Первая ступень семья, ценности которой ребёнок осваивает в первые
годы жизни и проецирует в дальнейшем на отношения в обществе.
Вторая ступень ближний социум и природная среда (родственники,
земляки, родное село, город, район, область, край, республика), ценности
которые ребёнок осознанно принимает, понимая значение таких понятий, как
«Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья»,
«мой род», «мой дом».
Третья ступень принятие личностью культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, укоренённость в
этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего
происхождения и начальной социализации.
Четвёртая ступень высшая ступень духовно-нравственного развития
личности, обретшей российскую гражданскую идентичность, осваивающей
культурные богатства своей страны и многонационального народа РФ,
осознающей их особенности, взаимосвязанность и значимость в судьбе России.69
В целом в Концепции определяется современный национальный
воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Понятийное поле 70
Базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные
нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-
исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской
Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное
развитие страны в современных условиях.
Гражданственность осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
69 Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методиче-
ский конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. М.:
Просвещение, 2013. С. 911.
70 См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение,
2010. С. 7, 8, 9, 11; Новейший социологический словарь. Минск: Книжный дом,
2010. С. 903, 947; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –
С. 389, 780; 867.
66