Page 163 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 163
общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто лич-
ностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение
респондента к опросу;
вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательно-
го незапланированного восприятия вопросов (что возможно в анкете).104
Несложный социологический опрос могут провести и учащиеся. Алгоритм
подготовки и проведения опроса:
определение цели опроса (актуальность проблемы для респондентов и
авторов опроса)
определение круга лиц (количество опрашиваемых, возрастная катего-
рия, социальный статус, профессиональная принадлежность и др.)
четкое формулирование вопросов (ясность, логичность, возможность
выбора ответа, корректная форма вопросов, строго ограниченное число вопросов
и т.п.)
определение формы опроса (размноженная анкета, устный опрос, ком-
пьютерный опрос, опрос на улице, в аудитории, в квартире, общественном месте
и др.)
поиск ресурсов (помощники, бумага, ксерокс, время, выбор удачного
времени для анкетирования и т.д.)
составление плана подготовки, проведения опроса с указанием времени
и ответственного по каждому пункту плана, обсуждение плана в группе
проведение опроса (представление себя, вежливое, доброжелательное
отношение к людям, объяснение необходимости данного опроса, разъяснение
непонятных моментов, благодарность за участие в опросе)
обобщение и анализ результатов (сколько человек участвовало в опросе,
как распределились мнения, какие варианты ответов встречались наиболее часто
или редко, в случае со свободной формой ответа необходимо выделить близкие по
смыслу ответы). Особое внимание необходимо обратить на то, как разные группы
людей ответили на одни и те же вопросы (например, учителя и ученики или уче-
ники разных классов), определить, чем различаются или в чем совпадают мнения
этих групп и от чего это зависит (возраст, пол, профессия, место жительства и др.)
оформление итогов (представление обобщенной анкеты, графическое
изображение и т.п.), представление выводов и комментариев к ним
обнародование результатов опроса (на сайте школы, в школьной стенга-
зете, в городской газете, на уроках и др.). 105
104 Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / отв. ред.
В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. – М.: Наука, 1990. – С. 125–126.
105 Гутников А. Б., Пронькин В. Н. Живое право: Занимательная энциклопедия практиче-
ского права: Книга для ученика. Том 1. – СПб., 2000. – С. 457.
162