Page 162 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 162

мого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславли-
вают характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и другие
свойственные ему черты.102

        В зависимости от применения метода сбора эмпирических данных разли-
чают три вида социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ доку-
ментов.

        Социологический опрос – наиболее распространенный вид социологиче-
ского исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора
первичной информации.

        Основные разновидности социологического опроса по форме:
        1. Анкетирование (опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии
анкетера или без него):
        а) индивидуальное или групповое;
        б) очное или заочное (почтовый опрос, опрос через газету, журнал).
        2. Интервьюирование (личное общение с опрашиваемым, при котором ин-
тервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы):
        а) прямое;
        б) опосредованное (по телефону).
        Основные разновидности социологического опроса по источнику (носите-
лю) первичной информации:
        1. Массовые (основным источником информации выступают различные со-
циально-профессиональные и демографические группы населения).
        2. Специализированные (главный источник информации – компетентные
лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения).103
        Особое место в социологическом опросе занимает метод интервьюирова-
ния, достоинствами которого является:
         возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах,
представлениях респондентов;
         повышенная искренность ответов в результате непринужденного обще-
ния;
         возможность вести наблюдение за психологическими реакциями рес-
пондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректиров-
ку соответственно возникающим переменам;
         личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максималь-
ную полноту реализации познавательных задач вопросника;

102 Основы прикладной социологии. – С. 13–14.
103 Там же. С. 15.

                                                         161
   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167