Page 124 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 124
При определении задач проекта необходимо учитывать его практическую
направленность и использовать глагольные формы: создать..., объединить..., из-
менить..., улучшить..., перестроить..., предложить... и т.п.
6.5. Гипотеза проекта
В работе проектного типа наличие гипотезы представляется обязательным.
Гипотеза (гр. hipothesis – основание, предположение) – научное предположение,
выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опы-
те и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной тео-
рией.86
Основные требования к гипотезе: проверяемость в ходе исследования (под-
тверждение, опровержение, уточнение); определенность в понятиях, конкретность
в логике.
При выдвижении гипотезы следует обратить внимание на ее возможные
виды:
описательные (структурные – предположение о характерном наборе
элементов в изучаемом / проектируемом объекте; функциональные – предполо-
жение о форме связей между элементами изучаемого / проектируемого объекта);
объяснительные (предположение о причинно-следственных связях в
изучаемом / проектируемом объекте, требующее экспериментальной проверки);
общие (для объяснения всего класса явлений, выведения закономерно-
стей характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте);
частные (для выяснения причин возникновения закономерностей у не-
которого подмножества элементов данного множества);
единичные (для выявления закономерностей единичных фактов, кон-
кретных событий или явлений);
рабочие (предположение, выдвигаемое в начале исследования / проек-
тирования и не ставящее еще задачу выяснений причин и закономерностей);
основные (выступающие основанием исследования / проектирования);
выводные (выводящиеся из исследования /проектирования) и являю-
щиеся предпосылкой следующего).87
Гипотеза может быть сформулирована как в виде предположения, так и в
виде утверждения. К примеру:
86 Современный словарь иностранных слов. – С. 160.
87 За основу взято: Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – С. 207.
123