Page 120 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 120

Неверная формулировка                     Возможная формулировка
Чудо фотографии (очень широкая      «Фотография как искусство получения фото-
тема, не ясен предмет исследова-    снимков».
ния: технологии, история фотоап-    Объектная область: искусство.
паратов, качество фотографий –      Объект: фотография.
черно-белые, цветные?)              Предмет: получение фотоснимков
«Удивительная фамилия – Ковале-     «Фамилия Ковалевых: история появления на
вы» (очень широкая тема, не ясен    Урале»
предмет исследования: история       Объектная область: Урал.
фамилии или биографии людей с       Объект: фамилия Ковалевы.
такой фамилией?)                    Предмет: история появления на Урале
«Реформы Екатерины II» (очень       «Последствия либеральных реформ Екате-
широкая формулировка); «Либе-       рины II».
ральные реформы Екатерины II»       Объектная область: правление Екатерины
(более узко сформулированная
тема, однако не ясен предмет ис-    II.
следования)                         Объект: реформы.
«Есть ли жизнь на Марсе?» (тема     Предмет: последствия реформ
звучит достаточно абстрактно);      «Особенности атмосферного давления на
«Что мешает жизни на Марсе?»        Марсе и их влияние на возможные формы
(сформулирована проблема  что-     жизни».
то мешает жизни на Марсе)           Объектная область: Марс.
                                    Объект: особенности атмосферного давле-
«Для чего взрослые читают сказ-     ния.
ки?» (не ясно о чем идет речь: о    Предмет исследования: влияние атмосфер-
взрослых, которые сами читают       ного давления на возможные формы жизни
сказки, или о сказках, которые они
читают детям?)                      «Для чего взрослые читают сказки детям?»
                                    Объектная область: сказки.
                                    Объект: дети.
                                    Предмет: целеполагание взрослых (для че-
                                    го?)

        Тематика исследовательских проектов подробно проанализирована в рабо-
те И.С. Огоновской «Азбука исследователя».85

        Что касается других видов проектов, то здесь ситуация проще. В названии
проекта должна быть указана форма проекта и проблема.

        Тема может быть сформулирована в виде:

         вопроса («Как помочь детям-инвалидам нашего района?», «Как сделать
россиян активными избирателями?», «Как нам обустроить Россию?», «Как по-

85 См.: Огоновская И. С. Азбука исследователя. – С. 1419.
                                                         119
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125