Page 120 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 120

ностей ментальности), предметно-методической (как материал, кото-
рый можно интегрировать в содержание отдельных учебных курсов в
зависимости от возраста и интересов обучающихся). Более подробно
этнографический материал изложен в книге «Оренбургское казачье
войско: культура и быт» (2013), материал по истории казачьего обра-
зования – в книге «Где нет знаний, там нет победы. Казачье образова-
ние: традиции и современность» (2015).

   Для проектной деятельности школьников материал данной главы
особенно актуален. Это могут быть проекты самых разных типов: ис-
следовательский, творческий, игровой, практико-ориентированный.

   Рекомендуемые направления исследовательских проектов:
   – «В казачьей станице». В рамках данного направления акцент
необходимо сделать на характерных чертах казачьего поселения.
Если обучающиеся живут в историческом поселении, то необходимо
связать исторический облик с современным. Направления проектов
могут варьироваться: например, предметом изучения может стать
планировка улицы и ее название; рассказ о жителях поселения и т. п.
   – «Казачий дом». Для обучающихся начальной школы исследова-
тельская составляющая связана с изучением предметной среды; для
подростков содержание расширяется в том числе за счет материала,
посвященного казачьей семье. Предметное поле исследования может
варьироваться в зависимости от интересов обучающихся: семейные
отношения, мужское воспитание, женский мир. Поэтому рекомендуем
тематику проектов конкретизировать. В данном случае дом мы рассма-
триваем и как предметную среду и как социальное пространство.
   – «Казачья школа». Исследования могут включать в себя описание
истории казачьего образования, в т. ч. связанные с историей учебного за-
ведения, где обучаются казачата. Особое место можно уделить истории
учительства в казачьих станицах и связать эту тему с генеалогическими
исследованиями.
   – «История в лицах». Проекты, посвященные сбору и представлению
свидетельств «устной истории», связанных с историей рода или семьи
ученика, через имена поселений, улиц, истории отдельных сооружений
или памятных мест.
   Рекомендуемые направления творческих проектов. Творческие
проекты этнографической направленности (индивидуальные или
групповые/коллективные) предлагается создавать как фрагменты бу-
дущей (или существующей) экспозиции казачьего музея. Это могут
быть макеты зданий, макеты внутреннего убранства домов, воссозда-
ния старинной школы и т. п. Особе место необходимо уделить презен-
118
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125