Page 124 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 124
10. Не пожелай ничего чужого. Это означает, что как только ты
пожелал чужого, ты уже впал во грех. Эта заповедь предостерега-
ет от желаний, являющихся источником беззаконных поступков.
Детей воспитывали, приучая к соблюдению заповедей: крепи
и защищай свою веру, очищай свою душу, защищай свое Отече-
ство. Родители поучали: не убивай, не кради, трудись по совести,
не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о младших,
почитай родителей, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, до-
рожи девичьим целомудрием и женской честью.
Заповеди определяли обыденную жизнь, их нарушение осу-
ждалось. Можно сказать, что заповеди были основой традиций
и обычаев, которые передавались из поколения в поколение. По-
ручик Генерального штаба А. Рябинин, составивший подробное
описание Оренбургского и Уральского казачьего войска, сооб-
щал, что в каждом доме у казаков был киот с образами старин-
ной живописи, хранились старопечатные богослужебные книги.
Самыми известными были Псалтырь и Часослов. Псалтырь – это
богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения-псал-
мы на все случаи жизни. Часослов – руководство для чтецов и
певцов в церквях.
Казаки держали при себе четки – специальные нитки круп-
ных бус или кожаный ремешок с узелками, которые перебирали
во время молитв. Старообрядческие четки называли лестовками.
Они представляли собой кожаную петлю, внешне напоминаю-
щую гибкую лестницу, которая символизировала путь духовного
восхождения с земли на Небо.
В каждой вновь построенной крепости обязательно возво-
дился храм. Не случайна такая поговорка: «Казачья станица
начинается с храма». Первоначально церкви были чаще всего
деревянные. Решение о строительстве храма принималось на ка-
зачьем сходе. Впоследствии некоторые из них были заменены на
каменные. Церкви располагались на площади или за поселком
на возвышенном месте. По данным на 1915 год на территории
Оренбургского казачьего войска было 276 церквей и 175 часовен,
находившихся в 1 131 населенном пункте.
Храм в православной культуре понимается как дом Бога. Вся
жизнь православного христианина освящалась в храме: в нем
122