Page 115 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 115

Во время занятий, посвященных военной подготовке, каза-
чата отрабатывали строевую выправку, изучали верховую езду и
сигналы, которые «говорили» о смене построения в кавалерии.
Для этого в каждой школе предписывалось устроить специаль-
ные площадки и «гимнастические машины». «Гимнастические
машины» представляли собой различные спортивные снаряды:
деревянного «коня», веревки и лестницы, которые помогали ка-
зачатам развивать силу и ловкость. На деревянном «коне», на-
пример, отрабатывались навыки седловки, верховой езды. Каза-
чата знакомились с правилами посадки на лошадь и управлению
ей, учились преодолевать препятствия.

   Осваивалась и джигитовка: для этого казачата выполняли мно-
гочисленные упражнения, среди которых – поднимание предме-
та с земли на скаку, подъем на коня пешего товарища, увоз ране-
ного одним или двумя всадниками. А еще – седлание коня или
соскакивание с него на ходу, быстрая пересадка с одного коня на
другого, и даже метание дротиков на скаку в цель. Учились и вла-
дению холодным оружием казаков – шашкой и пикой, инструк-
торы во время таких уроков подробно рассказывали казачатам о
видах этого оружия и их предназначении. Будущие казаки осва-
ивали уколы пикой и основные удары шашкой, что помогало им
развивать силу.

   Особое внимание уделялось изучению полевого устава. Оно
проходило в три этапа – «прогулки». На первом этапе казачата от-
тачивали внимание и наблюдательность на местности. В открытом
поле инструктор объяснял, как выглядят следы от копыт, людей
или колес, и как узнать их направление. Казачата также изучали,
как пользоваться особенностями местности для передвижения во
время боевых действий: они учились использовать лощины, овра-
ги, кустарники в качестве укрытий. Были и практические занятия,
посвященные скрытому передвижению на местности.

   Второй этап таких занятий был посвящен дозорам, разъездам
для передачи приказаний и порядку несения караульной службы.
Для этого еще в поселке формировался «пеший разъезд» из ка-
зачат, который выходил в поле со всеми необходимыми мерами,
и выдвигался до заранее выбранного инструктором сторожево-
го пункта. Там школьников расставляли по сторожевым постам,

                                                                              113
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120