Page 21 - Кадетское образование
P. 21

музыкой и рисованием, издавать журналы и обустраивать библиотеки в ка-
детских корпусах, устраивать экскурсии «с патриотической целью».

                ...в развитии патриотического чувства у кадет наблюдаются че-
                тыре ярко выраженные стадии: первая – патриотизм колыбель-
                ный, патриотизм „детский», основанный исключительно на рус-
                ской сказке, вере и любви; вторая – патриотизм воинствующий,
                ... основанный только на силе физической и на физическом превос-
                ходстве; третья – патриотизм обличительный – самобичевание,
                сомнение и мечты о благе всего мира, всех людей, как результат
                соответствующих переживаний молодежи, ... четвертая – па-
                триотизм национальный и культурный, основанный на реальных
                фактах, на действительности, на доводах разума, сердца и воли,
                патриотизм, исполнений веры в свое отечество, горячей и дея-
                тельной любви к нему и надежды на его славное будущее.

                                                                                             В. К. Герштенцвейг6

   Режим дня привносил определенность в жизнь кадетского сообщества,
и был общим для всех кадет, независимо от возраста и происхождения.
Он предусматривал чередование видов деятельности (утренние физиче-
ские упражнения, гигиенические мероприятия, молитва, классные занятия,
строевая подготовка, самообразование, экзерциции, занятия по интересам
в свободное время).

   Распорядок жизни в кадетских корпусах был следующим: с середины ав-
густа до середины июня, кадеты вставали в 6 часов утра, завтракали в 7 и
в 11, обедали во втором часу, ужинали в 8 и ложились спать после 9 часов
вечера. Классные занятия проводились с 8 до 11 часов утра и с 3 до 6 часов
вечера, а на подготовку уроков отводилось – 1 час утром и 1,5 часа вечером.
На строевые, гимнастические упражнения и прогулки уделялось от 2 до 3
часов. На время летних каникул все строевые роты выводились в посто-
янные лагеря. В лагерное время строевым занятиям отводилось ежедневно
5 часов, а на повторение пройденного материала – около 2 часов.

   В учебные заведения принимали после испытаний по Закону Божьему,
русскому языку и арифметике. Поступить на обучение в Александровский
корпус и в малолетнее отделение Первого Московского кадетского корпуса
можно было в возрасте от 6 до 8 лет. Во все остальные корпуса – от 9 с по-
ловиной до 11 с половиной лет.

   Образ жизни в кадетских корпусах было направлен на то, чтобы сделать
воспитанников способными для перенесения «трудов военной жизни».
Особое внимание уделялось ведению воспитанниками «деятельной жиз-

6 Герштенцвейг В. К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. – СПб., 1911. – С. 16.

20
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26