Page 20 - Кадетское образование
P. 20

2) разработка наиболее эффективных методов духовно-нравственного
воспитания (воздействие на сознание воспитанников и профилактика дис-
циплинарных нарушений, гласный разбор проступков кадет перед строем
своих товарищей, методы поощрения и взысканий, воспитательные награ-
ды, виды наказания и др.);

   3) дифференцированный подход к выбору воспитательных средств к
разному возрасту воспитанников («дежурные по возрасту», наставниче-
ство в форме специального социального института «дядек», личный при-
мер офицеров-воспитателей, преподавателей);

   4) нравственная направленность дисциплинарной практики в кадетских
корпусах, развитая система поощрений и наказаний;

   5) понимание ценности традиций (традиции послушания младших,
нерушимое кадетское товарищество и непримиримость к доносительству
друг на друга, почтительное отношение к истории и культуре своего Отече-
ства, торжественные построения и храмовые праздники, военно-спортив-
ные выступления и др.);

   6) доброжелательность, серьезность, доверие, взаимопонимание между
преподавателями и кадетами.5

   Программы обучения и система воспитания в кадетских корпусах в
разные периоды их существования существенно отличались. Несмотря на
то, что общей задачей была подготовка к будущей государственной служ-
бе, военная подготовка сочеталась с интересом к литературе и искусствам.
Так, в период царствования Елизаветы Петровны в Первом кадетском кор-
пусе было учреждено «Общество любителей русской словесности», одним
из членов которого был А. П. Сумароков, впоследствии известный русский
драматург. При 2-м кадетском корпусе была образована Школа художеств,
которая предназначалась для подготовки «знающих мастеров и достойных
унтер-офицеров». Численность Школы художеств была определена в 150
человек, из которых 100 должны были готовиться на унтер-офицерские ва-
кансии в артиллерии и инженерных командах, а остальные 50 «выходить в
мастеровые и художники» для службы в специальных войсках.

   В. К. Герштенцвейг в начале XX в. писал, что содержание кадетского об-
разования должно включать нравственное и патриотическое воспитание;
физическое воспитание кадет и воспитание воли; уважение к армии и воен-
ное воспитание. А для этого необходимо изучать русский язык, обращаться
к истории и географии, поощрять творческое начало в кадетах – занятия

5 Голощапова Е. В. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во вто-
рой половине XIX – начале XX вв. (на примере Симбирского кадетского корпуса): автореф.
дисс. ... канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2007. – С. 12–13.

                                                                                              19
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25