Page 26 - Кадетское образование
P. 26
У кадет воспитывали чувство воинского долга, понимание высокого на-
значения защитника Отечества, стремление строго выполнять нравствен-
ные обязанности по отношению к другим людям. Формирование чувства
воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственно-
сти, побуждение воспитанников к духовно-нравственному саморазвитию
и самовоспитанию, совершенствованию личностных духовных и нрав-
ственных качеств было целью воспитания в кадетских корпусах во второй
половине XIX – начале XX вв.
Выпускники кадетских корпусов на протяжении всей жизни хранили
особое отношение друг к другу, напоминавшее им о годах, проведенных
вместе в учебных заведениях. Об этом писал в «Письмах русского офице-
ра» бывший кадет, Ф. Н. Глинка, русский поэт, публицист, прозаик, офицер,
участник декабристских обществ: «Объехав несколько полков, я везде нахо-
дил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближай-
шие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? – спросишь ты. – Общие
наши товарищи: кадеты! – О! Как полезно общественное воспитание! Ни-
какие уставы, никакие условия обществ не могут произвести таких твер-
дых связей между людьми, как свычка ранних лет. Совоспитанники по серд-
цу и душе встречаются везде с непритворным, сердечным удовольствием...
Многие из товарищей наших уже полковниками и в крестах; но обхождение
их со мной точно то же, какое было за 10 перед этим лет, несмотря на то,
что я только бедный поручик! Как сладко напоминать то время, когда меж-
ду богатыми и бедными, между детьми знатных отцов и простых дворян не
было никакой разницы; когда пища, науки и резвости были общими; когда,
не имея понятия о жизни и свете, мы так сладостно мечтали о том и дру-
гом!.. Помнишь, как, повторяя бессмертные слова Екатерины, что корпус
кадетский есть рассадник великих людей, мы любили воображать себе, что
все до одного будем полезны Отечеству».
Революция и Гражданская война свели на нет систему кадетских корпу-
сов в России. В 1917 г. в России насчитывалось 29 кадетских корпусов, кото-
рые после революции были упразднены. Многие воспитанники кадетских
корпусов оказались за рубежом. Последние русские кадетские корпуса про-
существовали в Югославии – до 1944 г. и во Франции – до 1964 г.
Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, появив-
шиеся в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны, созда-
вались по образцу императорских кадетских корпусов. К 1944 г. их было 21,
в них o6yчалось более 10 тысяч воспитанников. В 1950-е гг. были открыты
еще два училища – в 1953 г. в Минске, в 1955 г. – в Ленинграде. Эти учебные
заведения были созданы «…для устройства, обучения и воспитания детей
воинов Красной Армии, партизан отечественной войны, а также детей со-
25