Page 18 - Кадетское образование
P. 18
Александра – будущего царя-ос-
вободителя, а позже и других
своих сыновей – Константина,
Николая и Михаила.
К середине XIX в. количе-
ство кадетских корпусов замет-
но увеличилось. До 1860-х гг.,
когда началось преобразова-
ние корпусов в военные гимна-
зии и училища, они являлись
основными военно-учебными Кадетский корпус им. А. А. Аракчеева,
заведениями, которые попол- Нижний Новгород
няли русскую армию и флот
обученными офицерскими кадрами. В период с 1834 по 1851 гг., наряду с
существовавшими корпусами, были открыты 10 новых кадетских корпусов,
в том числе Новгородский (1834), Полоцкий (1835), Полтавский (1849), Во-
ронежский (1845), Второй Московский (1847) и др. Наметилось усиление
централизации управления военным образованием. Прежде всего, это про-
явилось в том, что все кадетские корпуса были закреплены за Санкт-Петер-
бургским, Московским и Западным военно-учебными округами. Всего за
период с 1731 по 1917 гг. в стране было создано 49 кадетских корпусов.
В отличие от кадетских корпусов, открытых в Санкт-Петербурге и в
Москве, кадетские корпуса в губернских городах учреждались на денеж-
ные средства, собранные губернским дворянством, и на крупные финан-
совые пожертвования частных лиц. Весьма показательной в этом отноше-
нии является история создания кадетских корпусов в Новгороде, Орле и
Воронеже. Так, например, граф А. А. Аракчеев пожертвовал на обучение
и воспитание дворянских детей в Новгородском корпусе 300 тыс. рублей
ассигнациями, что для того времени было огромной суммой (cодержание
одного воспитанника обходилось государству в 400–500 рублей в год).
I этап (1732–1805) – создание и развитие первых российских ка-
детских корпусов направленных на общее образование и дворянское
воспитание;
II этап (1805–1864) – распространение корпусов с направленно-
стью на приобретение специальных знаний и офицерским воспи-
танием;
III этап (1864–1917) – реформирование и контрреформирование
корпусов, направленное на решение задач образования в интересах
общества.
17