Page 19 - Кадетское образование
P. 19
В период царствования Николая I кадетские корпуса были «образцом по-
рядка, дисциплины и образования», а особое место уделялось воспитанию
будущих офицеров. В это время было принято решение об упорядочении
дела обучения и воспитания в кадетских корпусах. Кадетские корпуса были
распределены по разрядам (классам). К заведениям 2-го класса согласно
«Общему Положению и Уставу для военно-учебных заведений 2-го класса»
(1830) были отнесены корпуса: Пажеский, 1-й, 2-й, Павловский, Москов-
ский и Школа гвардейских подпрапорщиков.
Несмотря на то, что по «Общему положению и уставу для военно-учеб-
ных заведений» (1830 г.) кадетские корпуса были разделены на столичные
и губернские, цель у них была общей и заключалась в «доставлении юному
российскому дворянству приличного сему званию воспитания, дабы укоре-
нить в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности
и обучить их всему, что в предопределенном для них звании знать необходи-
мо нужно, сделать их способными с пользою и честью служить Государю и
благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности
Престолу». В выпускнике кадетского корпуса педагоги хотели видеть хри-
стианина, верноподданного, доброго сына, надежного товарища, скромно-
го и образованного юношу, «исполнительного, терпеливого и расторопного
офицера».
В пореформенное время кадетские корпуса пережили серьезные преоб-
разования, в результате которых общие классы стали военными гимназия-
ми и пехотными военными училищами. Кроме Пажеского и Финляндского
остальные кадетские корпуса были упразднены. Подготовка офицеров осу-
ществлялась в военных и юнкерских училищах.
Восстановление кадетских корпусов в прежнем качестве – как военных
учебных заведений – пришлось на 1880-е гг. К концу XIX в. определяется
цель кадетского образования – воспитание будущего слуги Отечества, го-
тового защитить его от внешних и внутренних врагов.
Назначение Великого Князя Константина Константиновича в 1900 г. гла-
вой всех военно-учебных заведений Российской Империи ознаменовал собой
переход от сурового режима к режиму гуманному. Главной целью кадетского
образования стало нравственное развитие воспитанников, формирование
твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения.
Е. В. Голощапова, анализируя духовно-нравственное воспитание в ка-
детских корпусах в России во второй половине XIX – начале XX вв., выде-
лила такие его особенности, как
1) подбор профессионально подготовленных офицеров и преподавате-
лей, требовательность, дисциплинированность, отчетность о поведении
кадет;
18