Page 145 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 145
сотрудника легальной резидентуры военной разведки в Женеве, оставше-
гося на Западе в 1978 г., Владимира Резуна (псевдоним Виктор Суворов) –
автора таких произведений, как «Аквариум» (1985), «Ледокол» (1989),
«День ''М''» (1993), «Последняя республика» (1995), «Очищение» (1998) и
др. Миллионные тиражи его книг начали процесс переформатизации об-
щественного сознания, и спустя 30 лет, уже в настоящее время, остро
встал вопрос об исторической правде о Великой Отечественной войне и
роли в ней Советского Союза.
Российские историки активно работают над изучением истории вой-
ны, тем более, что в последние десятилетия значительно расширился круг
источников, у исследователей появились возможности обращения к недо-
статочно изученным её аспектам. Вместе с тем, распространение Интерне-
та, возможности социальных сетей, действительно, породили феномен
массового производства новоявленных специалистов – историков-
дилетантов, претендующих на роль борцов с академической наукой, це-
лью которых является «ошарашивающая истина». Их суждения, мнения,
многочисленные публикации продолжают формировать негативный образ
СССР в годы Второй мировой войны, обесценивают победу советского
народа в Великой Отечественной войне. В этой связи можно согласиться с
мнением российского историка А. Е. Петрова, который пишет: «Считает-
ся, что в отличие от химии или физики, которыми могут заниматься лишь
специально обученные этому ремеслу люди, знающие формулы и умею-
щие работать с приборами и реактивами, для занятия гуманитарными
науками требуются лишь навыки чтения и письма»350.
Об этом же пишет историк и политолог В. Э. Молодяков: «Бытова-
ние Великой Отечественной войны в качестве базового сюжета в истори-
ческой политике российских властей приводит к тому, что она остаётся
одним из главных сюжетов дискуссий о прошлом, хотя историки-
профессионалы давно утратили в них инициативу и лидерство. На одни
дискуссии их не приглашают вовсе или приглашают с идеологически мо-
тивированным выбором персоналий, в других, особенно медийных, они
сами не хотят принимать участие. Именно здесь проявляют особую актив-
ность журналисты, литераторы и публицисты, именующие себя «истори-
ками» (что приводит к явной и достойной сожаления девальвации этой
профессии в глазах потребителей информации), а также разнообразные
«ветераны спецслужб», включая мистификаторов и фальсификаторов.
СМИ, в том числе и электронные, уделяют много внимания этим спорам,
350 Петров А. Е. Перевёрнутая история. Лженаучные модели прошлого // Новая и новейшая
история. – 2004. – № 3. – С. 36–59.
143