Page 151 - Тыл - фронту
P. 151

В Свердловском театре А. Азрикан пел в период с 1943 по 1951 год (га-
строли – в 1954 году), с большим успехом исполнял все ведущие партии
тенорового репертуара – Германа, Канио, Хозе, Каварадосси, Радамеса
и др., требующие крепкого вокального и актерского мастерства. Превос-
ходный голос А. Азрикана (о нем можно судить даже по сохранившимся
немногим записям 1940-х годов) отличался исключительной тембраль-
ной насыщенностью и красотой. Певцу были подвластны самые сложные
в вокальном отношении произведения, в которых он демонстрировал
силу звука и легкость верхних нот, а также артистический темперамент и
яркую эмоциональность (например, в знаменитой арии Канио).

    Интересно и то, что в процессе подготовки «Отелло» в Свердловском
оперном театре А. Азрикан не только сам готовился к исполнению заглав-
ной партии, но и помогал постановщикам в осуществлении замысла. В ар-
хивах певца, по свидетельству дочери, сохранился приказ от 21  апреля
1945 года за подписью директора театра, в котором А. Азрикану объявля-
лась благодарность «за высокосознательное отношение» к делу – «пе-
ревод текста партии на русский язык, участие во всех без исключения
репетициях, в связи с тем, что он является единственным исполните-
лем партии Отелло... консультации со всем составом исполнителей».

    Однако главным, безусловно, было само незаурядное исполнение
А. Азриканом роли Отелло. Певцу, по свидетельству современников, уда-
лось создать «впечатляющий, живой и страстный образ честного и
доверчивого полководца». В первом акте в дуэте с Дездемоной «певец
раскрывал всю силу любви своего героя». В процессе развития действия
он «с нарастающим напряжением передавал зарождающиеся подозре-
ния, глубину душевного страдания Отелло». В ариозо второго акта «С
вами прощаюсь, воспоминания» певец убедительно «давал музыкаль-
ный портрет мужественного воина» и глубоко несчастного человека, тер-
заемого ревностью. В третьем акте, в монологе «Боже, ты мог дать мне
позор», А. Азрикан «прекрасно передавал подавленность и сдержанную
скорбь Отелло». А в заключительной сцене артист с огромной трагиче-
ской силой пел предсмертный монолог Отелло и вкладывал в него всю
свою любовь и нежность: «О, Дездемона, снова я с тобою! Поверь, что
в час мой смертный одной тобой живу я и дышу».

    Достойным партнером А. Азрикана в этом спектакле была Н. Киселев-
ская в роли Дездемоны. Для ее исполнительской палитры были харак-
терны «мягкие, пастельные тона», которые как нельзя лучше соответ-
ствовали этому образу. Исполнение Н. Киселевской отличалось тонкой
музыкальностью и проникновением в трагические глубины образа ге-
роини, что особенно проявилось в финальной молитве и горестной пес-
не об иве. В роли Яго был весьма убедителен певец Н. Щадин, хотя, по
мнению современников, артист несколько прямолинейно подчеркивал
в этом персонаже черты злодейства, упрощая сложность образа, о кото-
ром композитор сказал, что «Яго – одна часть человечества, а именно
порочная». Интересной была в этом спектакле и режиссура Е. Брилля,

                                        150
   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156