Page 147 - Тыл - фронту
P. 147

Одной из наиболее значительных работ военных лет была,
например, постановка оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» в
Свердловском театре оперы и балета, приуроченная к 100-летию
со дня ее создания (1942; дирижер А. Маргулян, режиссер А. Ко-
лосов, художник Б. Матрунин, балетмейстеры В. Кононович и
К. Муллер). Музыковеды отмечали неподдельный интерес слуша-
телей, подчеркивали превосходное звучание оркестра под управ-
лением А. Маргуляна, критики писали об убедительно созданном
Н. Щегольковым образе русского богатыря Руслана.

   В годы войны значимыми были спектакли русской оперной
классики. К 100-летию со дня рождения Н. Римского-Корсакова
в Свердловске были поставлены оперы «Майская ночь» (1942),
«Псковитянка» (с прологом «Вера Шелога», 1944) и «Снегурочка»
(1944). Из этих спектаклей наиболее удачными были «Майская
ночь» и «Псковитянка». «Майская ночь» (дирижер А. Шморго-
нер, режиссер И. Келлер, художник Б. Матрунин), по свидетель-
ству современников, особенно привлекла слушателей поэтичным
колоритом и слаженным вокальным ансамблем, в котором ярко
проявили себя А. Месняев (Голова), А. Фирсанов (Левко), Л. Лу-
бенцова (Ганна) и др. В опере «Псковитянка» удачными были ре-
жиссура И. Келлера, а также выступление А. Новикова в партии
Ивана Грозного.130

   Постановки советских опер на сцене театров в годы войны,
может быть, не столь уж художественно значимые, сколько важ-
ные для утверждения патриотических идей. «Надежда Светлова»
И. Дзержинского (1943), «Суворов» С. Василенко (1942), «Емельян
Пугачев» М. Коваля (1943) были неравноценны по своему музы-
кальному уровню. Музыковеды считают, что наиболее удачными
были спектакли «Суворов» и «Емельян Пугачев», чему в немалой
степени способствовал состав постановочных групп.

   В годы войны Свердловский театр оперы и балета работал в
полную силу. Театр с честью выдержал испытания военного вре-
мени. Часть коллектива ушла на фронт, более напряжённым стал

130 Девятова О. Л. Живая жизнь театра. Вековая панорама. Премьеры. Мастера :
монография. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2013. – С. 193.

                                        146
   142   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152