Page 150 - Тыл - фронту
P. 150

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    Наибольший успех пришелся на оперу «Отелло» Дж. Верди (1945) –
гениальное творение, весьма редко звучащее на сценах периферийных
театров, так как этот шедевр требует от исполнителей большого вокаль-
ного мастерства и глубокой драматической зрелости. По мнению совре-
менников, коллектив нашего театра успешно справился с этими сложны-
ми творческими задачами. Постановщики и исполнители сумели создать
очень интересный спектакль, насыщенный динамикой, эмоциональной
напряженностью и драматической силой. Не случайно он был удостоен
Государственной премии (1946). В числе лауреатов были музыкальный
руководитель и дирижер А. Маргулян, режиссер Е. Брилль, хормейстер
А. Преображенский, певцы Н. Киселевская и А. Азрикан.

    Арнольд Григорьевич Азрикан (1906–1976) превосходно, по мнению
публики и критики, выступил в сложнейшей партии Отелло, которая ста-
ла вершиной в его певческой карьере. Этому способствовала отличная
профессиональная школа: поначалу А. Азрикан, уроженец Одессы, учил-
ся в Москве на вокальном отделении музыкального техникума сестер
Гнесиных, затем, вернувшись в Одессу по семейным обстоятельствам,
пел в хоре Одесского оперного театра и брал частные уроки у профессо-
ра консерватории Меннер-Каневской. Дочь певца интересно рассказы-
вает в своей книге о том, как отец занимался у Меннер-Каневской «по
договору» – за уборку сада (эта работа была формой оплаты за занятия).
В дальнейшем А. Азрикан поступил в Одесскую консерваторию, в кото-
рой учился у другого прекрасного педагога – Ю. Рейдер.

    Сохранился отзыв о молодом начинающем певце в одной из новоси-
бирских газет 1928 года, приведенный его дочерью: «Азрикан обладает
изумительно мощным и красивым драматическим тенором. Дирекция
театра, вероятно, в ближайшем будущем примет меры к выдвиже-
нию Азрикана и попробует дать ему самостоятельную партию». По
окончании консерватории (1931) талантливый певец работал в теа-
трах Одессы, Харькова, Киева, перед войной получил почетное звание
заслуженного артиста УССР. Важно, что в оперном театре Харькова,
по свидетельству дочери, «он совершенствовал свое вокальное ма-
стерство у известного тенора и педагога Карло Барреро, итальянца
по происхождению». Как пишет Д. Азрикан, «сцена становится смыслом
его жизни, страстью, счастьем и страданием, тем божественным
миром музыки, который он покинет всего лишь за несколько месяцев
до своей смерти. Всю свою жизнь он был безгранично предан оперному
искусству, трудился на сцене до седьмого пота и ни разу не позволил
себе ни одного "проходного" спектакля».

                                        149
   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155