Page 148 - Тыл - фронту
P. 148
весь ритм театральной жизни. Вплоть до 1944 года в театре не зна-
ли выходных дней.
В годы войны в афише театра было более 30 спектаклей. Если
говорить о премьерах в годы войны, надо упомянуть одну из са-
мых успешных постановок – оперу В. Трамбицкого «Гроза» (ли-
бретто И. Келлера по одноименной драме А. Островского), пре-
мьера которой состоялась 3 апреля 1943 года.
Принято считать, что опера «Гроза» – лучшее произведение
Трамбицкого. Критик А. Гозенпуд писал: «Знаток русской народ-
ной песни, он использовал ее выразительные особенности для пере-
дачи духа и колорита действия. Музыка овеяна песенностью, она
рисует природу, сильные, страстные характеры и рабскую, подне-
вольную жизнь, с которой вступает в противоречие свободолю-
бивая натура главной героини. Композитор воссоздает обрядовую
сторону быта (введенная в оперу 1-я к. – свадьба Катерины и Ти-
хона). Музыка правдиво передает психологическую драму Катери-
ны, раскрывая ее внутренний мир, порыв к счастью, искренность,
душевную чистоту и трагизм судьбы».131
Балетная труппа свердловского оперного театра в годы вой-
ны возобновила постановки летом 1942 года постановкой бале-
та П. Чайковского «Лебединое озеро». Одним из самых удачных
спектаклей этого времени критики называют «Жизель» А. Адана
(1945), в котором трогательный и нежный образ главной героини
создала блистательная Н. Млодзинская.
Статья музыковеда М. Черемухина
об опере В. Трамбицкого «Гроза»
из журнала «Советская музыка», 1940.
131 Гозенпуд А. Опера Виктора Трамбицкого «Гроза». URL: https://www.classic-
music.ru/opera_groza.html
147