Page 154 - Тыл - фронту
P. 154

Т. Н. Хренников. В 1942 году на сцене свердловского театра состоя-
лась премьера спектакля Театра Красной Армии, поставленного ре-
жиссером Алексеем Поповым, «Давным-давно» (по пьесе А. Гладко-
ва). Музыку к спектаклю написал Т. Н. Хренников, а современному
зрителю она хорошо знакома по фильму «Гусарская баллада».

   Большой резонанс в военные годы имели постановки новых со-
ветских балетов – «Гаянэ» А. Хачатуряна (1943) и «Каменный цве-
ток» уральского композитора А. Фридлендера (1944).

   А. И. Хачатурян (1903–1978) находился в эвакуации на Ура-
ле. С двумя самыми известными оперными театрами – в Перми
и Свердловске – связаны постановки его знаменитого балета «Га-
янэ». Интересно, что это тот редчайший случай, когда созданный,
как тогда говорили «по политическому заказу» спектакль стал
подлинной классикой благодаря самобытности музыки, гармонич-
но соединившей в себе классические основы и ярко выраженный
национальный характер. История взаимоотношений красавицы
Гаянэ и двух влюбленных в нее юношей на фоне событий, раз-
ворачивающихся в находящейся на границе армянской деревне
1930-х годов, волновала зрителей. Композитор вспоминал: «Жил я
в Перми на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоми-
наю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось
людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка... А в искусстве –
пище духовной, нуждались все – и фронт, и тыл. И мы – артисты
и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700
страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гости-
ничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кро-
вать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» – единственный балет
на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века...»134

   Как известно, есть два балета «Каменный цветок» по сказам
П. П. Бажова: один – уральского композитора А. Г. Фридлендера,
другой – С. С. Прокофьева.

   А. Г. Фридлендер (1906–1990) приехал в Свердловск в 1939
году из Одессы. Он работал дирижером симфонического оркестра

134 История одного шедевра: как Арам Хачатурян «раскулачил» партитуру балета
«Счастье» и создал «Гаянэ» URL: https://radiovan.fm/station/article/12761

                                        153
   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159