Page 21 - Подвижные игры народов Урала
P. 21

Н.Е. Рычков.                  ЗА ЯГОДОЙ (мордовская игра)
Девочка с ягодами. 1871              На земле устанавливается камень – это дом, от него отгораживается
                                  поляна размером 10 × 30 и более метров (чем больше игроков, тем боль-
                                  ше игровое поле). В качестве ведущих выбирают деда и медведя. «Дед»
                                  остается в «доме», а «медведь» ложится в стороне от «поляны». Игра-
                                  ющие берут в руки щепу – «туесок» и отправляются за ягодой. Но вот
                                  «туесок» наполнен, его ставят на землю, а дети начинают кувыркаться,
                                  бегать наперегонки. Через некоторое время между игроками и «дедом»
                                  начинается диалог:
                                     – Деда, мы медведя поймали!
                                     – Ведите сюда!
                                     – Не идет!
                                     – Ну, тогда сами приходите!
                                     – Не пускает!
                                     Когда играющие произносили последние слова, «медведь» встает и
                                  бежит за ними, стараясь кого-либо запятнать. Если это удается, то игро-
                                  ки меняются местами. «Медведь» может ловить лишь на поляне. Если
                                  игрок добежал до «дома», то запятнать его нельзя. Игра продолжается,
                                  пока «медведь» не переловит всех игроков.

Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне.  МЕДВЕДЬ И ВОЖАК
          1857. Фрагмент          Одного из участников назначают медведем, другого – вожаком. Оба

                                                  игрока берут в руки противоположные концы веревки, а
                                                  остальные дети группируются на расстоянии приблизи-
                                                  тельно в 4–6 шагов. По сигналу, данному вожаком, игра
                                                  начинается: дети стараются запятнать медведя, он уво-
                                                  рачивается. Вожак защищает медведя, при этом стара-
                                                  ясь запятнать кого-либо из игроков. Игра идет до опре-
                                                  деленного участниками количества касаний (например,
                                                  до 5). Затем игроки меняются ролями.

                                         В ЛИСИЦЫ
                                         Играющие разделяются на две равные партии-коман-
                                      ды: лисиц и собак. У каждой лисицы есть норка (можно
                                      очертить круг). По условному сигналу лисицы начинают
                                      перебегать из одной норки в другую, а собаки стараются
                                      их поймать.

                                  20
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26