Page 21 - Подвижные игры народов Урала
P. 21
Н.Е. Рычков. ЗА ЯГОДОЙ (мордовская игра)
Девочка с ягодами. 1871 На земле устанавливается камень – это дом, от него отгораживается
поляна размером 10 × 30 и более метров (чем больше игроков, тем боль-
ше игровое поле). В качестве ведущих выбирают деда и медведя. «Дед»
остается в «доме», а «медведь» ложится в стороне от «поляны». Игра-
ющие берут в руки щепу – «туесок» и отправляются за ягодой. Но вот
«туесок» наполнен, его ставят на землю, а дети начинают кувыркаться,
бегать наперегонки. Через некоторое время между игроками и «дедом»
начинается диалог:
– Деда, мы медведя поймали!
– Ведите сюда!
– Не идет!
– Ну, тогда сами приходите!
– Не пускает!
Когда играющие произносили последние слова, «медведь» встает и
бежит за ними, стараясь кого-либо запятнать. Если это удается, то игро-
ки меняются местами. «Медведь» может ловить лишь на поляне. Если
игрок добежал до «дома», то запятнать его нельзя. Игра продолжается,
пока «медведь» не переловит всех игроков.
Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. МЕДВЕДЬ И ВОЖАК
1857. Фрагмент Одного из участников назначают медведем, другого – вожаком. Оба
игрока берут в руки противоположные концы веревки, а
остальные дети группируются на расстоянии приблизи-
тельно в 4–6 шагов. По сигналу, данному вожаком, игра
начинается: дети стараются запятнать медведя, он уво-
рачивается. Вожак защищает медведя, при этом стара-
ясь запятнать кого-либо из игроков. Игра идет до опре-
деленного участниками количества касаний (например,
до 5). Затем игроки меняются ролями.
В ЛИСИЦЫ
Играющие разделяются на две равные партии-коман-
ды: лисиц и собак. У каждой лисицы есть норка (можно
очертить круг). По условному сигналу лисицы начинают
перебегать из одной норки в другую, а собаки стараются
их поймать.
20