Page 65 - Мы живем на Урале
P. 65
хранились до середины XX в. Официально обращенные в православие в Манси в традиционных костюмах.
XVIII в., манси сохраняли различные дохристианские верования (культ Начало ХХ в.
духов-покровителей, медведя, а также шаманство и др.).
В Верхотурском уезде Пермский губернии в начале ХХ в. оставалось
еще 24 населенных пункта манси, в которых насчитывалось 284 двора и
около двух тысяч человек. В местах давних контактов манси и русских
нередко возникали общие поселения. В 1928 г. в Тагильском округе на-
считывалось семь поселений манси, теперь это территория Ивдельского
района Свердловской области.
В начале ХХ в. Г. С. Дунин-Горкавич, побывавший в северных краях,
писал о добродушии, миролюбии и строгой честности хантов (остяков),
а И. Г. Остроумов отмечал миролюбивый, добросердечный и добродуш-
ный характер вогулов.
С XVIII в. среди хантов и манси начинает распространяться христи-
анство, но православие получило скорее формальное распространение,
т. к. были сильны дохристианские верования (шаманизм, анимизм, про-
мысловые культы). Мифы обских угров отличаются у отдельных пле-
менных групп, но среди них можно обнаружить общие черты.
Мир представлялся в виде трехчастной структуры: верхний (небес-
ный), средний (земной), нижний (подземный). По хантыйскому мифу
«небесный» и «подземный» народы живут так же, как и земной. Смерть
Манси. Окрестности Пелыма.
Начало ХХ в.
63