Page 85 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 85
но о специфике исторически сложившегося уральского ре-
гионального сообщества как основы сохранения межэтни-
ческого согласия в регионе, не была поставлена задача со-
хранения уральской идентичности.
Межэтническое единство в регионе было представ-
лено как данность: без понимания своеобразия его харак-
тера, истории и механизмов его формирования. Культура
Урала выступала как механическая сумма этнических
культур народов края, а уральская идентичность – как не-
кое общее выражение всех этнических идентичностей.
Объективности ради следует признать, что авторы
данного документа не имели возможности опереться на
какие-либо научные разработки. История Урала (особенно
его советского периода) оставалась мифологизированной,
не была создана к этому времени история культуры края
(как не была еще разработана концепция региональной
культуры), проблематика, связанная с изучением регио-
нальной и этнической идентичностью в отечественной
науке пользовались недостаточным вниманием.
Хотя даже в отсутствии возможности объяснить,
артикулировать происходящее уральское самосознание ос-
тавалось реальностью, давало о себя знать. В условиях за-
тянувшейся с начала 1990-х гг. периода нестабильности в
государстве, проблем, испытываемых федеральной вла-
стью, особый смысл приобрели утверждения о том, что
Урал «все последние 300 лет» своего существования яв-
лялся «основой металлургии российского государства, его
арсеналом, творцом его оборонной мощи». Прежний образ
«опорного края» начал трансформироваться в образ Урала,
который «всегда был, есть и будет становым хребтом рос-
сийской государственности».
В настоящем у края отсутствовало какое-либо дру-
гое столь же всеобъемлющее объединяющее начало. Осно-
вой развития специфического уральского социума, по-
84