Page 68 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 68
ны работы Худояровых, А. К. Денисова-Уральского,
уральских камнерезов и каслинских литейщиков. Второй
раздел, в создании которого приняли участие художники
Свердловска, Перми, Челябинска, Нижнего Тагила и эва-
куированные столичные живописцы, посвящался Уралу в
Великой Отечественной войне. Один из организаторов
этих выставок, Н. Н. Серебренников, отмечал, что они
призваны были отразить «значение Урала в Отечественной
войне, <…> дать образное представление об Урале как за-
мечательной и важнейшей части советского государст-
ва»55.
В 1943 г. был создан Уральский русский народный
хор. В мае следующего года произошло открытие Ураль-
ского литературного музея Д. Н. Мамина-Сибиряка. На
сцене Свердловского театра оперы и балета ставится балет
А. Фриндлендера «Каменный цветок», появляется симфо-
ническая поэма А. Муравлева «Азов-гора», кантата
К. Кацман «Урал-богатырь». В это же время впервые
крупным планом образ уральца возникает в советском ки-
нематографе в виде «Саши с Уралмаша» из кинофильма
Л. Лукова «Два бойца», снятого 1943 г.
Привычно повторяя фразу о том, что «Урал взвалил
на свои могучие плечи» заботу о снабжении фронта, не
следует забывать, что большинство кадровых рабочих и
инженеров были призваны в армию. Из всех пришедших
работать, скажем, на Уралвагонзавод 90% попали на него
впервые. Уже к ноябрю 1941 г. на многих уральских пред-
приятиях женщины составляли половину занятых на про-
изводстве. Женщины теперь брались за работу сталеваров,
становились к прокатному стану. «Женскими» отраслями
стали станкостроение и лесная промышленность.
55 Художественная выставка «Урал – кузница оружия». Каталог. – Свердловск,
1944. – С. 6.
67