Page 24 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 24
1875 г., путешествовавший по Каме и Уралу писал: «Со-
всем оригинальный тип пошел отсюда, Рослый, сильный,
очень похожий по складу своему на поморов архангель-
ских. Женщины тоже более самостоятельны, чем в Рос-
сии…»24.
Зарождение общего «уральского типа» заводского
человека, зафиксировал в конце XIX в. Д. Н. Мамин-
Сибиряк: «…вот подстриженные в скобку кержацкие голо-
вы, с уклончивым взглядом и деланной раскольничьей
ласковостью, вот открытые лица великороссов-туляков,
вот ленивая походка, упрямые очи и точно заспанные лица
хохлов, – писал он в очерке «Платина» (1891), – «…но все
эти особенности исчезают, переплавляясь в один тип про-
жженного и юркого заводского человека».
В другой статье, развивая эту тему, писатель утвер-
ждал: «Тагильского мастерка вы узнаете из тысячи – это
совершенно особый тип, выработанный на бойком промы-
словом месте. Одним словом – настоящая рабочая гвардия
– народ все рослый, здоровый… – встретите – всегда и не-
вольно залюбуетесь. Других таких молодцов не найти. Ли-
ца смышленые, движения уверенные»25.
Долговременное взаимовлияние и взаимодействие
культур русского, башкирского, татарского и других наро-
дов в условиях горнозаводского Урала вело к выработке
общих местных черт в материальной и духовной жизни
этих народов на всех уровнях: начиная от быта, форм хо-
зяйствования, устройства жилища до языка, духовной
культуры, мифологии, чему посвящена обширная научная
литература. «Среди социально значимых и устойчивых по-
нятий «мы», присущих уральским горнозаводским рабо-
чим, следует выделить земляческие <…>, конфессиональ-
24 Немирович-Данченко В. И. Кама и Урал (Очерки и впечатления). – СПб.,
1890. – С. 731.
25 Мамин-Сибиряк Д. Н. Статьи и очерки. – Свердловск: ОГИЗ, 1947. – С. 333.
23