Page 37 - Справочник активиста -юнармейца
P. 37

Лишь один из работавших каждый раз со вздохом взваливал на
        себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Когда
        его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потя-
        желей, ведь были среди работавших люди и сильнее его, тот от-
        ветил: «Кому-то ведь надо будет ее нести. Рано или поздно. Пусть
        это буду я».

                                          Из книги А. Н. Лутошкина «Как вести за собой»

   Педагог, вожатый, командир юнармейского отряда являются
одновременно и лидерами-организаторами, и воспитателями-по-
мощниками ребят-юнармейцев. Не сводками о количестве прове-
денных мероприятий, не формальным перечислением бесед или
акций оценивается их работа, а достигнутыми воспитательными
результатами. От умения общаться с ребятами, вызвать доверие,
увлечь их работой, быть настойчивым, требовательным и одно-
временно понимающим психологию ребенка и подростка зависит
успех их деятельности.

   Есть вожатые-наставники, которые считают, что если они не
распоряжаются, не дают лично заданий ребятам в отряде, это ве-
дет к умалению их авторитета. Но, как известно, авторитет не скла-
дывается из умения командовать или приказывать. Авторитет за-
воевывается умелым подходом к детям, чуткостью и вниманием,
желанием поделиться своими знаниями и умениями.

   Другая крайность, когда вожатый-наставник полагает, что
можно ограничиться указанием, какую работу стоит провести,
перекладывая всю ответственность на отрядный актив. Развитие
самостоятельности – не самоустранение взрослого, а его умение
находится рядом, чтобы в нужную минуту помочь советом и на-
править воспитанников. А для этого нужно понимать особенности
возраста ребят, учитывать их психологические характеристики. По-
этому так важно работать в сотрудничестве с педагогами и школь-
ными психологами.

   Ребята в возрасте 8–10 лет, например, не отличаются способ-
ностью сконцентрироваться на каком-либо деле более чем на 20
минут. Их легко можно «зажечь» интересным или необычным де-
лом, но они также легко могут потерять к нему интерес. Они бы-
стро утомляются, поэтому занятия с ними должны строиться на по-
стоянной смене деятельности: от подвижных игр – к спокойным,

                                         35
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42