Page 35 - Справочник активиста -юнармейца
P. 35

лидер («мозг группы»), для которого характерны эрудирован-
ность, компетентность, члены группы могут к нему обратиться с
вопросами, он может ответить на них, объяснить. В неформальных
социальных группах выделяется эмоциональный лидер, доброже-
лательный, способный слушать и слышать других, умеющий со-
переживать, вызывающий у людей доверие, он создает в группе
благоприятный социально-психологический климат.

   В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие
группы лидеров:

   1. Лидер-организатор. Он воспринимает нужды коллектива
как свои собственные и проявляет значительную активность. Он –
оптимист, уверен в себе, а также в том, что большинство проблем,
которые он решает, могут быть разрешены. Он может умело ис-
пользовать методы психологического воздействия на других лю-
дей: убеждения, поощрения и т.д.

   2. Лидер-творец. Он способен видеть новое, браться за реше-
ние сложных проблем. Не командует, а лишь приглашает других к
обсуждению. У него имеется высокий творческий потенциал.

   3. Лидер-борец. Это волевой, уверенный в своих силах человек.
Он не боится опасностей или неизвестности, без колебания всту-
пает в борьбу. Он готов отстаивать то, во что верит, он не склонен к
уступкам. Одним из его недостатков является то, что порой у него
не хватает времени для обдумывания своих действий.

   4. Лидер-дипломат. Он хорошо знает ситуацию, скрытые дета-
ли, понимает, на кого и как можно повлиять.

   5. Лидер-утешитель. К нему тянутся другие люди, он способен
поддержать их в трудную минуту. Он обладает гуманистическими
качествами, в частности, внимательным и уважительным отноше-
нием к людям, эмпатией.12

   Педагоги и наставники помогают своим воспитанникам стать
подлинными лидерами. Их работа направлена на

   – формирование самостоятельной личности, умеющей адек-
ватно решать задачи любой сложности, возникающие в процессе
ее жизнедеятельности в социальной реальности;

12 Миронова Т. Л. К вопросу о лидерстве и руководстве // Вестник Бурятского
государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 35–36.

                                         33
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40