Page 116 - Культурно-образовательное пространство города
P. 116

2.2. Культурно-образовательный потенциал мегаполиса
 и индустриального города (на примере Екатеринбурга

                         и Нижнего Тагила)

        В данной главе мы предлагаем рассмотреть локаль-
ные примеры социокультурного пространства мегаполиса
и индустриального городского центра. В качестве приме-
ров мы выбрали два города Свердловской области – Екате-
ринбург и Нижний Тагил. Наш выбор продиктован сле-
дующими соображениями: города имеют множество исто-
рико-культурных параллелей, общие черты генезиса – Ека-
теринбург и Нижний Тагил первоначально были основаны
как города-заводы, специализированные в области метал-
лургии и машиностроения. Более двух веков Нижний Та-
гил и Екатеринбург имели общее черты развития (куль-
турного, экономического, социального), настолько, что
любые изменения в стране и мире практически дублирова-
лись в указанных городах. Даты оснований городов прак-
тически совпадают – Нижний Тагил – 1722 год, Екатерин-
бург – 1723 год. В качестве даты была взят схожий факт –
важное производственное событие – пробный пуск ковоч-
ных молотов (в случае с Екатеринбургом) или день полу-
чения первой продукции (как это произошло в Нижнем Та-
гиле). Приведенные даты оказываются важными в истори-
ческом контексте нашей страны, поскольку это было время
кардинальных, парадигматических, изменений. Реформы,
инициированные Петром I и развитые его сподвижниками,
были призваны создать в стране импортозамещающую
промышленность, основанной на богатых природных запа-
сах Урала. «Патронами», «покровителями» двух городов
были высшие руководители государства – царская семья.
Так, при строительстве Нижнего Тагила Никита Демидов
«заручился» личной поддержкой Петра I. В.Н. Татищев,
закладывая Екатеринбург, назвал город в честь св. Екате-

                                    115
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121