Page 101 - Культурно-образовательное пространство города
P. 101

это один из самых демократичных продуктов119. Большую
роль в постиндустриальном обществе играет образование,
причем важна именно динамическая сторона образования –
постоянное совершенствование профессиональных качеств.
Ф. Фукуяма приводит примеры таких стран (США, Южная
Корея), где уровень образованности населения напрямую
зависит от экономической развитости. «В развитых стра-
нах социальный статус человека в очень большой степени
определяется уровнем его образования»120. Постиндустри-
альное общество также называют «информационным обще-
ством», акцентируя важность нового типа «капитала» – ин-
формации.

        Российский мегаполис, будучи вариантом (регио-
нальным, социокультурным, цивилизационным) мирового
мегаполиса, имеет свои специфические черты. Специфика
российского городского пространства рубежа тысячелетий в
том, оно представлено как минимум двумя «типами» мега-
полисов. Первый «тип» – это города, через которые проис-
ходит понимание историко-культурного процесса страны в
целом, на макроуровне. Мы имеем в виду Москву и Санкт-
Петербург – т.н. «мегаполисы-столицы». Мегаполисность
данного типа детерминирована функциями, которые вы-
полняли данные города. В 2002 году специалисты «Фонда
общественного мнения» провели социологический опрос
«Столицы и столичные функции». На вопрос, каковы ос-
новные функции столицы, респонденты дали следующие
ответы: руководство, управление страной (15%); сосредото-
чение и концентрация власти, властных структур (14%);
сбор и распределение финансов (6%); принятие законов
(2%); создание условий для работы президента, правитель-

119 Beck, U. Risk Society [Текст] / U. Beck. – Thousand Oaks : Sage, 1992.
– P. 53.
120 Fukuyama, F. The End of History and the Last Man [Текст] / F. Fuku-
yama. – New York : Quill, 1992. – P. 116.

                                    100
   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106