Page 102 - Культурно-образовательное пространство города
P. 102

ства, администрации (1%)121. Также в ходе опроса было
предложено назвать города, которые подходят для выпол-
нения столичных функций. Наиболее популярные ответы:
Москва (61%), Санкт-Петербург (39%). Итак, понятие сто-
лица тесно связано с категорией «власть». Мегаполис сто-
личного типа подразумевает резиденцию властных струк-
тур, место, где распространен «стол» государства.

        Второй «тип» – это «новые» мегаполисы. В данном
случае мы подразумеваем региональные столицы и круп-
ные города, которые выросли в мегаполисы в последние
десятилетия из бывших ресурсных, промышленных цен-
тров. Специфика российских мегаполисов заключается в
том, что это «пограничные» города. С социально-
экономической точки зрения – это уже не промышленные
и индустриальные городские поселения. Многие указан-
ные нами выше черты мегаполиса уже присутствуют в
этих городах. С социокультурной точки зрения городское
пространство во многом детерминировано их индустри-
альным прошлым.

        Однако мы не ставим целью противопоставить ин-
дустриальный город мегаполису – более того, определен-
ные черты индустриального города могут проявляться в
мегаполисе и наоборот. Мы пытаемся выявить актуальные
социокультурные параметры двух типов городских посе-
лений. Беря в качестве образца определенный локус со-
циокультурного пространства города, мы рассматриваем,
как он специфически представлен в индустриальном горо-
де или мегаполисе, каковы его функции и культурно-
образовательный потенциал.

        Социокультурный анализ двух типов городских по-
седений может быть проведен, если ввести в качестве ос-
новной операционной единицы категорию «городской об-

121 Столицы и столичные функции. Опрос населения [Электронный
ресурс]. – Режим доступа : http://bd.fom.ru/report/cat/spb/dd020328.

                                    101
   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107