Page 99 - Культурно-образовательное пространство города
P. 99
В западной науке одним из авторитетных исследо-
вателей социокультурной составляющей мегаполисов яв-
ляется профессор Нью-Йоркского университета и Лондон-
ской школы экономики и политологии Р. Сеннет. В своей
работе «Падение публичного человека»116 мегаполис рас-
сматривается как единство трех социокультурных характе-
ристик: мультикультурализм; плотность населения; пред-
посылки публичности и коммуникабельности.
Мультикультурализм. Мегаполис является местом
столкновения многочисленных и зачастую непохожих друг
на друга людей, культур, этносов, социальных классов.
Каждый житель мегаполиса представляет собой «незна-
комца» – в прямом значении этого слова – имеющего не-
знакомое поведение, реакции, внешний вид. Характерный
пример мирового мегаполиса – американский «суперго-
род», представляющий собой постоянно бурлящий «пла-
вильный котел», в котором есть не только специализиро-
ванные районы («сити» – деловой центр, «спальный рай-
он»), но и этнические кварталы («Chinatown» – «китайский
квартал», например).
Плотность населения. В пространстве мегаполиса –
по причине высокой плотности населения и городской за-
стройки – представители различных социальных групп и
культур не просто могут встретиться, но постоянно встре-
чаются. Это непрерывный и динамический процесс обмена
(информации, опыта, смыслов).
Предпосылки публичности и коммуникабельности.
Ситуация культурного плюрализма мегаполиса предостав-
ляет отдельному его жителю возможность реализовать
свою «публичность». Благодаря публичности существует
общество, т.к. она, в противоположность приватности, по-
рождает коммуникацию.
116 Сеннет, Р. Падение публичного человека [Текст] / Р. Сеннет ; пер. с
англ. О. Исаевой [и др.]. – М. : Логос, 2002.
98