Page 148 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 148

техногенной цивилизации» справедливо отмечает, что
«масштабы и скорость влияния человеческой деятельности
на окружающую среду столь велики, что бесконтрольная
активность или реализация решения в интересах только
узкой группы людей или отдельной корпорации без учета
долговременных перспектив и глобальных последствий
может привести к социальным конфликтам и даже катаст-
рофам»73. А значит, необходима независимая оценка воз-
можного влияния принимаемых или принятых решений на
человеческую жизнь, на социальные отношения, на тип
культуры, присущий данному обществу.

        Исследователями ставится знак равенства между
социокультурной и гуманитарной экспертизой. И это не
случайно, поскольку в основе гуманитарной экспертизы
лежит понимание о значимости человека и о «гуманитар-
ности» как сфере его самопроявления и самопонимания.
Г. Л. Тульчинский выделил направления гуманитарной
экспертизы, обусловленные характером гуманитарного
знания: социологическая (анализ социальной, политиче-
ской, экономической среды, обеспечивающей сохранение
и развитие общества), культурологическая (вырабатывает
представления «о гарантиях сосуществования и развития
различных культур» и проводит оценку в соответствии с
этими критериями), антропологическая (раскрывает усло-
вия существования человека «как психосоматической це-
лостности»), персонологическая (выявляет формы, условия
и гарантии формирования, развития и сосуществования
личностей, возможности их самореализации и характер
творчества), метафизическая (рассматривает уровень пре-

73 Панина Г. В. Социокультурная экспертиза как фактор развития тех-
ногенной цивилизации. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/panina.htm

                                    147
   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152   153