Page 185 - Советский миф в судьбе Урала
P. 185

ра, что не обладает этой открытостью, замкнута на себе, подчи-
нена удовлетворению страстей). Дорогая Бажову идея труда-
творчества в этом контексте раскрывается не просто как тема
творческой природы человека, его стремления к красоте, а как
путь искания истины (красота здесь выступает как ее синоним),
удовлетворения духовной жажды. «…полную силу камня само-
му поглядеть и людям показать»,- такую запредельную для че-
ловека задачу ставит перед собой Данила-мастер, точнее она
сама по себе обнаруживается как некий властный императив,
обрекающий его на мучительные поиски. Цена этого поиска –
человеческая жизнь. Прикосновение к абсолютной красоте, во-
площенной в Каменном цветке, обжигает человека так, как
только может обжечь абсолютная истина, навсегда отрезая для
познавшего ее возвращение к прошлому, к прежнему самому
себе (от этого чахнет и умирает Степан из сказа «Медной горы
Хозяйка», всю оставшуюся жизнь обречен бороться с тоской
Данила-мастер). Эта установившаяся у жителя Урала духовная
связь с Землей, ее недрами, с окружающей природой заставляла
их по-иному посмотреть на свой труд, способ жизни. Вторжение
в земные недра – это вторжение в иной мир. Невозможно просто
брать у Земли ее богатства так же, как не может пройти бес-
следно желание использовать их в своих корыстных мелочных
целях (сами эти сокровища словно приготовлены для чего-то
другого, большего).

         Замечено, что в сказах Бажова словно бы нет неба, но
разве небо не отражается своей светоноснотью в душе Мастера?
Поэтому ни разу в сказах не возникает конфликт с принятой ве-
рой. Другое дело, что оживший, раскрывшийся в своей тайной
духовной жизни окружающий мир оказывается гораздо слож-
нее, разнообразнее, может быть, даже противоречивее, чем кар-
тина, рисуемая традиционными церковно-религиозными пред-
ставлениями.

         Н.А.Бердяев писал, что христианство словно бы опусти-
ло на человечество до поры защитный купол, спасая его от бес-
конечного выяснения отношений с силами и стихиями, напол-
нявших языческий мир, давая ему возможность духовно окреп-
нуть, возмужать, обрести себя. Но то, что в ХХ веке у русского
философа возникло в форме интеллектуальной рефлексии, за

                                            184
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190