Page 184 - Советский миф в судьбе Урала
P. 184

вую, еще не проясненную иерархию «низших» образов народ-
ной демонологии и проявлений высших духовных сил: где-то
здесь трудятся горные мастера, отсюда появляется Полоз, Огне-
вушка-поскакушка, бабка Синюшка. Но центральным образом,
олицетворением этого царства выступает безусловно сама Ма-
лахитница, Хозяйка горы (образ которой, не встречающийся
прежде ни в фольклоре, не в литературе Урала, считают творче-
ской удачей Бажова). Она сама может предстать в любом обли-
чии, все недра находятся под ее властью, она их духовная сущ-
ность (гора – это ее «железная шапка»).

         Весь окружающий человека мир в сказах представляется
одушевленным, одухотворенным, живущим своей сокровенной
жизнью, по своим, неведомым человеку, законам. Одухотворен-
ными становятся отношения человека с Землей, с камнем (ха-
рактерно: «малахит тятиной работы» и в царицыном дворце в
«Сам-Петербурхе» принимает и скрывает Танюшку из «Мала-
хитовой шкатулки»; словно сквозь камень уходит от погони Ан-
дрюха из сказа «Две ящерки»). Обращение к земным недрам
превращается в общение с Душой.

         Столкновение с неведомым вызывает напряженно-
настороженное ожидание. Ибо про «тайную силу» известно, что
«худому с ней встретиться на горе, и доброму – радости мало».
С одной стороны, даже удача (обнаружилась золотоносная жи-
ла, в забое «пошел» малахит) наводит на мысль о колдовстве,
ведунстве, магии, о том, что человек «продал душу нечистой
силе» (неслучайно старый солдат из сказа «Про великого Поло-
за» пользуется какими-то привезенными невесть откуда книгами
и носит прозвище Чертозная), с другой стороны, нет в сказах
никакого намека на то, что на отношения с самой Хозяйкой мо-
гут хоть как-то повлиять «книги», заговоры.

         Она любит испытывать людей. Ее главный критерий –
нравственная чистота человека, Хозяйка благоволит к людям
«простых сердцем». Нравственность здесь имеет не классовый и
даже не общечеловеческий, а скорее онтологический смысл.
Она предполагает состояние души человека, созвучное Природе,
окружающему миру, который только тогда и раскрывается пе-
ред ним в своей сокровенной сути (жизнь барина Турчанинова,
его жены, приказчиков, потому и выступает в качестве антими-

                                            183
   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189