Page 182 - Советский миф в судьбе Урала
P. 182

появлению сказов в 1936 году стало участие Бажова в подготов-
ке сборника свердловского областного книжного издательства
«Дооктябрьский фольклор Урала». «У них оказалось, что рабо-
чего фольклора нет», – возмущался писатель, имея в виду пози-
цию составителей сборника.179 Его сказы и среди них «Малахи-
товая шкатулка» впервые появились в «Красной нови» в качест-
ве оригинальных, как это назвалось, произведений народного
устно-поэтического творчества.

         Примечательно, объяснение самого «молодого автора»
(как шестидесятилетнего Бажова назвал одним из рецензентов)
по поводу того, почему он, всю жизнь собиравший уральский
фольклор, только к этому времени смог обратиться к жанру ста-
рого уральского тайного сказа. «В то время, как Вы помните, –
писал он в одном из писем в 1949 году, – всякая сказка была в
загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к попов-
щине <…>. С 34 года положение с демонологией заметно изме-
нилось <…>».

         Сказы Бажова – это, конечно, не аутентичный фольклор.
Но писатель стремился выделить сердцевину народной фанта-
зии, подступиться к ее внутреннему источнику, получить доступ
к архаическим пластам народного сознания. Обращаясь к
фольклорной истории Урала, писатель открывал его для совре-
менного читателя не в виде беспросветного каторжного сущест-
вования уральских пролетариев, а как некий особый поэтиче-
ский мир.

         Вопреки сразу же возникшему мнению о том, что глав-
ной темой Бажова являлось изображение труда уральских рабо-
чих, следует обратить внимание на то, что повествование боль-
шинства его сказов, написанных в 30-ые годы ХХ века, строится
вокруг отношений человека и многоликой «тайной силы» (более
того, сама жизнь многих персонажей разворачивается исключи-
тельно как отношения с этой «силой»). Из 25 сказов, написан-
ных Бажовым в довоенный период, только 4 не содержат того,
что критика называла «фантастическими образами».

179 Напомним, что к этому моменту не прошло и десяти лет после раз-
грома уральского краеведения и фольклористики.

                                            181
   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187