Page 189 - Советский миф в судьбе Урала
P. 189
жения для художественной культуры Урала стало то, что, ок-
репнув, миф начал определять содержание, формы искусства,
диктовать направление его развития. Для региона, который еще
только искал путей и способов выразить себя, искал выхода
культуротворческим силам (а Урал относился именно к таким
регионам), новая советская культура стала единственно возмож-
ной формой самореализации.
Можно добавить, что картина Б. В. Иогансона «На ста-
ром уральском заводе» («Урал демидовский», 1937) стала вехой
в советском изобразительном искусстве периода 1930-х годов.
Б. Иогансон в 1941 году был удостоен за нее только что учреж-
денной Сталинской премией. Чтобы представить, какого рода
была эта оценка, в какой ряд была поставлена картина художни-
ка, приведен список восьми первых сталинских лауреатов в жи-
вописи и скульптуре, ими были признаны:
Монумент И.В.Сталина в Тбилиси (автор – С.Какабадзе);
Картина «Незабываемая встреча (встреча Сталина и чле-
нов правительства с женами работников тяжелой промышлен-
ности)» (В.Ефанов);
Картина «На старом уральском заводе» («Урал демидов-
ский») (Б.Иогансон);
Картина «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле»
(А.Герасимов);
Статуя Г.К.Орджоникидзе (В.Ингал, В.Боголюбов);
Монумент И.В.Сталина на Всесоюзной сельскохозяйст-
венной выставке (С.Меркулов);
Памятник С.М.Кирову в Ленинграде (Ф.Н.Томский);
Памятник В.И.Ленину в Ульяновске (М.Манизер).
Так изображение «уральского прошлого» стало класси-
кой социалистического реализма, неотъемлемой частью пред-
ставления об историческом прошлом страны в целом. И на
уральской почве этой тоже дало свои плоды. Вот только один
частный пример – описание дореволюционного Екатеринбурга и
чудесного «превращения», произошедшего с ним, данное в пу-
теводителе по Свердловску 1939 года: «Жалкий уездный горо-
дишко, наделенный отвратительными чертами капиталистиче-
ского города, города тупой бюрократии, невежественных про-
мышленников, лабазников и авантюристов, город бескультурья
188