Page 188 - Советский миф в судьбе Урала
P. 188

необходимо было в то же время накрепко привязать его к суще-
ствующей власти. Для того, чтобы решить эту противоречивую
задачу надо было лишить Урал его внутренней опоры – его свя-
зи с собственной историей. Надо было представить дело так,
словно мечта о социалистической революции была главным за-
ветным желанием всей уральской истории, словно сам Урал яв-
ляется творцом нынешней советской реальности!

         При этом столичные художники, по возвращению из
творческих командировок на Урал, вновь обратились к своей
прежней живописи, изображению брызжущих оптимизмом и
жизнелюбием охапок цветов на мокрой после дождя дачной
террасе, красивых тел натурщиц в художественных мастерских,
видов широких московских проспектов с непрекращающимся
потоком празднично одетых людей… А созданный ими «про-
мышленный мир» остался Уралу.

         По инициативе директора передвижной выставки «Юж-
ный Урал в живописи» (сформированной на базе предшествую-
щей – «Урало-Кузбасс в живописи» 1935 года) журналиста и
искусствоведа Л.П.Клевенского ее экспозиция стала основой
для создания Челябинской картинной галереи, открывшейся в
1940 году. Много работ бригад художников пополнили собра-
ние немногим ранее созданной свердловской картинной гале-
реи. Само «уральское искусство» как бы заново рождается в 30-
ые годы как результат «культурного скачка», нарушившего ес-
тественный ход постепенной эволюции художественной культу-
ры края.

         Это новое «уральское искусство» возникает и начинает
развиваться в искусственных рамках, по существу, в качестве
некоего Проекта, берущего свое начало от этих бесчисленных
«изображений труда» 30-х годов. Этот Проект представлял со-
бой не развивающийся по своим внутренним закономерностям
художественный процесс, опирающийся на свободное творчест-
во художников, а реализацию, осуществление в жестких формах
одной изначально заданной программы, подчиненной решению
конкретны задач.

         Его содержание определяется и направляется созданным
«уральским мифом», который в свою очередь становится фор-
мой регионального самосознания. Последствием такого поло-

                                            187
   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193