Page 178 - Советский миф в судьбе Урала
P. 178
«блекнут ужасы даже аракчеевских военных поселений», как
писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.
Из этого вытекало, что основным содержанием всей ис-
тории Урала была нескончаемая борьба двух враждебных клас-
сов – рабочих и заводчиков. Коммунистическая идея сюда не
просто привносилась, а рождалась самой жизнью. Нужна была
только искра, чтобы здесь вспыхнуло пролетарское восстание.
Следовательно, сегодняшний Урал своим освобождением, да и
вообще всем, обязан советской власти, является наиболее по-
следовательным ее воплощением.
Кто же представляется олицетворением самого советско-
го Урала? На эту роль, естественно, был выбран рабочий. С кар-
тиной Иогансона связано создание убедительного собиратель-
ного портрета «уральского рабочего-пролетария» (ставшего
столь же классическим, как «балтийский революционный мат-
рос»), с образом которого будет связано дальнейшее саморас-
крытие мифа.
Не случайно и то, что местом действия в картине Иоган-
сона выбран литейный цех (в будущем «уральский рабочий»
будет чаще всего изображаться в качестве металлурга). Расплав-
ленный, раскаленный металл – синоним лавы, а работа у марте-
на – одновременно и укрощение природных сил и часть непре-
рывного внутреннего движения Земли, необходимое условие
поддержания ее роста и самотворения. Работа с рудой, огнем и
металлом есть выражение связи Рабочего с Землей, ее недрами.
Жизнь здесь предстает как социоприродный процесс, главной
частью которого является творение советской социалистической
действительности, которая, тем самым, оказывается вписанной в
процессы планетарно-космического масштаба.
С одной стороны, погруженность в недра Земли, сопри-
косновение с ее глубиной, «началом начал» связывает Урал с
добыванием и овладением истиной. С другой стороны, Урал яв-
ляется хранителем некого «завета», от него зависит сохранение
«чистоты замысла», связанного с появлением новой власти.
И тут миф переплетается с реальной историей: чтобы
дать рождение этой власти, освободить ее из небытия, соверша-
ется убийство, почти ритуального характера (это, своего рода,
«вызов Небу», с которым отныне он порывает связь). Отсюда
177