Page 175 - Советский миф в судьбе Урала
P. 175

Завершением всей этой коллективной деятельности сто-
личных и местных мастеров стало создание, «в рекордно корот-
кие сроки» изобразительного образа Урала, восполняющее «ис-
торический пробел». В художественно-исторической ретроспек-
тиве видно, что концентрированным выражением, творческим
итогом и своеобразным апофеозом организованных и направ-
ляемых усилий стало появление получившей широкую извест-
ность картины Б. В. Иогансона «На старом уральском заводе»
(«Урал демидовский», 1937).

         В этой картине – отличающейся законченностью и этим
выделявшейся среди прочей «художественной продукции» сво-
его времени – с одной стороны, наконец слились воедино ос-
новные «уральские» темы: историческая (или историко-
революционная) и тема «изображения труда». А с другой – в ней
с подлинной художественной убедительностью оказалось выра-
жено не только представление об историческом прошлом Урале,
но само это «прошлое» предстало как сила порождающая буду-
щее, властно определяющая линию судьбы. (Можно сказать, что
и сама картина Б.Иогансона до некоторой степени сыграла роль
одного из фактов, возымевших подобное же действие на судьбу
Урала).

         Б. Иогансон приехал в Свердловск среди других столич-
ных художников в 1934 году. До создания главной своей карти-
ны он успел запечатлеть в живописи интерьеры цехов Уралма-
ша («В механическом цеху»), написал жанровое полотно «В за-
водской столовой (Цех питания)», занявших, мягко говоря,
скромное место в творчестве художника. Но Иогансон продол-
жал искать свою тему. Знакомясь с сохранившимися в городе
зданиями старых заводских корпусов, он по воспоминаниям,
натолкнулся на мрачное кирпичное строение литейного цеха с
черными от копоти стенами метровой толщины и узкими окон-
цами.

         «В этом цехе, – рассказывал Иогансон, – у меня начал
рождаться сюжет картины… Мне показалось, что именно здесь
в это время, в этой обстановке был Демидов, а может быть, ему
подобный, но я ясно увидел перед собой этого хозяина-
эксплуататора. Мне представились рабочие этого завода, пред-
ставилась пора пробуждающегося самосознания рабочих».

                                            174
   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180