Page 176 - Советский миф в судьбе Урала
P. 176

Как в историческом романе Иогансон сочетает в своей
картине эпический и психологический планы. Выстраивая ком-
позицию картины по законам театральной мизансцены, он под-
чиняет ее задаче раскрытия конфликта главных героев – рабоче-
го и заводчика – как центральной коллизии всей уральской ис-
тории.

         В литейной, освященной лишь огнем горна, где лица ра-
бочих неразличимы во мраке, между главными действующими
лицами разворачивается поединок, психологическая дуэль.
Взгляды всех присутствующих устремлены на заводчика, но
главной фигурой в картине оказывается сидящий на переднем
плане рабочий. Его тяжелый взгляд не только парирует все ис-
ходящее от заводчика. Он словно прожигает хозяина, создавая
такую силовую линию, которая, кажется, способна вытолкнуть
фигуру последнего вне пространства цеха, за рамки картины.
Остальные действующие лица живописного полотна своим при-
сутствием лишь оттеняют напряжение и драматизм этого едва
скрываемого противоборства.

         Художник стремится подчеркнуть внутреннюю неуве-
ренность заводчика рядом с главным героем картины. Как вспо-
минал позже Б.В.Иогансон, «на первоначальном эскизе фигура
капиталиста слишком значительна, слишком твердо стоит на
ногах, фигура рабочего слаба. В картине я хотел изобразить хо-
зяина не твердо стоящей фигурой, а опирающейся на палку, то-
гда как фигура рабочего тверда».

         Живописно-пластическими средствами художник прида-
ет изображению сидящего рабочего подчеркнутую монолит-
ность и мощь. «...Зрителю нетрудно представить себе, каким
богатырем явится он, если разогнет спину и станет во весь рост.
Прекрасно его лицо с правильными, хочется сказать – классиче-
скими чертами, оно написано превосходно, как и вся фигура ра-
бочего»175.

         Вывод, который должен сделать зритель, рассматривая
картину, является результатом умелой режиссуры. В приобре-
тающих символический смысл типических образах центральных

175 Сопоцинский О. Борис Владимирович Иогансон. – М.: Изобрази-
тельное искусство, 1973. С.30.

                                            175
   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181