Page 140 - Советский миф в судьбе Урала
P. 140

В то время, когда государство в силу ограниченности ре-
сурсов вынуждено было концентрировать усилия на главнейших
направлениях, выделяя среди прочих особые «ударные строй-
ки», в Свердловске в 1928-32 годах разворачивают невиданное
по масштабам, бурное строительство. Масштабность строитель-
ства обеспечивалась направляемыми сюда значительными сред-
ствами и стечением архитектурных кадров. Свердловск был од-
ним из немногих городов страны имевших крупные проектные
организации. Здесь впервые начали разрабатываться проблемы
индустриального домостроения, сборного железобетона.

         Строительный бум, переживаемый Свердловском, объ-
яснялся просто: в кротчайшие сроки требовалось придать горо-
ду облик современного пролетарского, индустриального центра.
Прежний чиновничье-административный и непманский дух
должны были быть изжиты навсегда. «Столица Урала должна
быть образцовым городом», – заявляла в 1932 году на всю стра-
ну газета «Правда».

         В формировании нового архитектурного облика Сверд-
ловска большую роль сыграли творческие союзы и группировки
Москвы и Ленинграда. На Урал приезжают москвичи
М. Гинзбург, Я. Корнфельд (оба – учредители Объединения со-
временных архитекторов), представитель Ассоциации револю-
ционных урбанистов И. Фридман, ленинградцы В. Соколов и
И. Югов (а так же архитекторы из Ярославля, Минска и целого
ряда других городов). По выражению уральского архитектора
К. Т. Бабыкина Свердловск был настоящим «архитектурным
конгломератом», вбиравшим в себя различные влияния совет-
ской и новейшей западноевропейской архитектуры.

         Архитектурная среда Свердловска этого времени сохра-
няла преемственную связь с первоначальной регулярной плани-
ровкой «горного города» XVIII века и сложившейся системой
центральных улиц и площадей, идущих от Екатеринбурга
(крупного торгово-перевалочного и административного центра)
второй половины XIX – начала ХХ века. Архитектура городских
зданий отражала – с некоторыми нюансами – типичную для
всей России эволюцию стилей от барокко до модерна. Главными

                                            139
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145