Page 145 - Советский миф в судьбе Урала
P. 145

получившего название Втузгородка, стал комплекс учебных
корпусов, студенческих общежитий и научных заведений. Ком-
плекс не имел аналогов в отечественном строительстве учебных
зданий ни по масштабам строительных работ, ни по оригиналь-
ности объемно-пространственных и планировочных решений136.

         Несмотря на острейший жилищный кризис в городе од-
ним за другим продолжают вставать здания Товарной биржи,
Промбанка, Дома Советов и другие. Заданные темпы требовали
колоссального напряжения сил, сырые незавершенные проекты
буквально вырывали из рук, страдало и качество строительства.

         Венцом сооружений делового ряда должен был стать
Дом промышленности и торговли, призванный завершать про-
странный ансамбль планируемой в качестве центральной – пло-
щади Парижской коммуны.

         Свердловску в конце 1920-х годов было посвящено два
всесоюзных конкурса. Один на проект синтетического театра,
другой – Дома промышленности. В результате конкурса на про-
ект Дома промышленности первая премия была присуждена мо-
сквичу Д. Фридману.

         Композиция грандиозного сооружения строилась на кон-
трасте горизонтального П-образного в плане объема и сопря-
женной с ним 140-метровой башней, ориентированной на про-
спект Ленина (проект предполагал еще богатый декор в украше-
ниях и статую Ленина). «Стасорокаметровая башня, гордо воз-
несенная в небо в центре Свердловска, стала бы самым сильным
высотным акцентом, подчинив себе доминанты Вознесенского
собора, Дома связи и др. Как некогда в Петербурге, архитектур-
ным центром ансамбля города стало промышленно-гражданское

136 Можно констатировать, что Свердловск за эти годы стал одним из
немногих городов в стране, в архитектуре которого стиль конструкти-
визма оказался представлен с такой полнотой и в общественных, и в
административных, и в жилых постройках (что сделало свердловский
конструктивизм значительным явлением в истории советской и миро-
вой архитектуры). Размах строительных работ был так велик, что они
продолжались в данном стилевом русле до 40-х годов, хотя в стране
уже с 1935 года господствующие архитектурные тенденции измени-
лись.

                                            144
   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150