Page 120 - Советский миф в судьбе Урала
P. 120
ния, не содержавшие драгоценных металлов, реализовывались
через ГУМ в Москве или продавались на местах110.
Похожая ситуация складывалась и в городах. В начале
1930 года было принято решение о закрытии всех, кроме одной,
церквей в Свердловске. После проведения этого решения в
жизнь в городе были взорваны Екатерининский и Богоявлен-
ский Кафедральный соборы, церковь Большой Златоуст и дру-
гих наиболее значительные храмы.
В конце 1932 года – начале 1933 года на Урале, как и в
других республиках и регионах страны, разразился страшный
голод. Только за 4 месяца (с декабря 1932 по март 1933 года)
число умерших от голода по уральской области составило 76
775 человек (максимальное число смертей было зарегистриро-
вано в августе того же года и составило 32,9 тысячи умерших).
Убыль населения Уральской области в 1933 году составила
примерно 7,2% от убыли населения РСФСР.
Протест крестьян против политики раскулачивания и
коллективизации принял массовый характер (начиная от устных
и письменных требований, предъявляемых властям, до террора
и вооруженной борьбы). В первой половине 1931 года различ-
ные антисоветские проявления (включая террористические дей-
ствия против активистов, «имущественный террор» – поджоги,
порча имущества, потрава скота и так далее) были отмечены в
22,5% колхозах на Урале. Имели место стихийные выступления
и среди спецпереселенцев. Многие от невыносимых условий
пытались бежать, сбивались в группы, причисляемым ОГПУ к
«бандформированиям».
Власть спохватилась, что одним террором дело не ре-
шить, надо думать о будущем. Тем более, что необходимо было
справляться не только с сопротивлением властям, но и с расту-
щей преступностью, бытовым хулиганством, пьянством, разны-
ми уродливыми последствиями пропаганды «нового быта».
110 Еремин А.С. Коллективизация крестьянских хозяйств на Среднем
Урале (Ирбитский феномен). – Автореф… канд. ист. наук, – Екатерин-
бург, 1997. С.16.
119