Page 327 - Очерки истории культуры Урала
P. 327

Такой путь был чреват градостроительными ошибками, эконо-
мическими потерями и экологическими проблемами, а главное –
приносились в жертву благополучие и будущее людей.

    За время 1920–1930-х гг. выросли новые города – Березники,
Магнитогорск, Красноуральск, Красновишерск и др. К концу 30-х
годов было построено 28 новых городов. Реконструировались ис-
торические города Урала – Екатеринбург (с 1924 г. – Свердловск),
Нижний Тагил, Пермь, Челябинск, Златоуст, превратившись в
крупные промышленные центры. Изменялось лицо старых ураль-
ских городов: им нужно было придать облик современных проле-
тарских индустриальных центров.

    В то время, когда государство в силу ограниченности ресурсов
вынуждено было концентрировать усилия на главнейших направ-
лениях, выделяя среди прочих особые «ударные стройки», в
Свердловске в 1928–1932 гг. разворачивается невиданное по мас-
штабам бурное строительство. Масштабность строительства обес-
печивалась направляемыми сюда значительными средствами и
стечением архитектурных кадров. Свердловск был одним из не-
многих городов страны имевших крупные проектные организации.
Здесь впервые начали разрабатываться проблемы индустриального
домостроения, сборного железобетона.

    Строительный бум, переживаемый Свердловском, объяснялся
просто: в кротчайшие сроки требовалось придать городу облик со-
временного центра. Прежний чиновничье-административный и
нэпманский дух должны были быть изжиты навсегда. «Столица
Урала должна быть образцовым городом», – заявляла в 1932 г. на
всю страну газета «Правда».

    В формировании нового архитектурного облика Свердловска
большую роль сыграли творческие союзы и группировки Москвы
и Ленинграда. На Урал приезжают москвичи М. Гинзбург,
Я. Корнфельд (оба – учредители Объединения современных архи-
текторов), представитель Ассоциации революционных урбанистов
И. Фридман, ленинградцы В. Соколов и И. Югов, а также архитек-
торы из Ярославля, Минска и целого ряда других городов. По вы-
ражению уральского архитектора К. Бабыкина, Свердловск был
настоящим «архитектурным конгломератом», вбиравшим в себя
различные влияния советской и новейшей западноевропейской ар-
хитектуры. И, прежде всего, конструктивизма.

                                                326
   322   323   324   325   326   327   328   329   330   331   332